"Новый" принц Гэндзи в гравюрах укиё-э: послесловие

Dec 11, 2018 00:35

Предыдущие заметки из серии: начало и продолжение




В качестве небольшого послесловия к серии, посвящённой гэндзи-э, сегодня у нас весьма нетипичный для этого жанра автор. Угадать его будет довольно сложно. Здесь только одна подсказка - уж очень большим любителем "лунных" историй он был...
 
    А это не кто иной, как Цукиока Ёситоси, которого мы больше знаем по великолепным и нередко пугающим гравюрам с воинами, историческими персонажами и всякой нечистой силой.
    Однако и он не чурался историй про блистательного принца Гэндзи и его современных двойников - особенно в раннем периоде творчества. В 1864-1866 годах у него даже серия гравюр вышла на эту модную тогда тему. Вот они:


"Современный" Гэндзи на острове Эносима



  Чудесный вид на бухту Йокогамы



И снова окрестности Эдо - на этот раз местность Цукудадзима

Замечательные гравюры, но всё же сложно поверить, что их создал сумрачный гений Ёситоси. Гораздо проще принять их за работы Кунисады или его учеников и последователей. Может быть поэтому после 1860-х Ёситоси очень редко обращался к жанру гэндзи-э. Заглавная гравюра 1885 года как раз из таких поздних шедевров. Как и эта весьма характерная работа:


Демон ревности появляется перед Мицуудзи и его спутницей Тасогарэ

Вроде бы и демон то ненастоящий (впрочем, как и принц). А всё равно тревожно... И не зря, ведь и в "Деревенском Гэндзи", и в "Повести о Гэндзи", как кем-то было метко сказано, почти нет счастливых людей и нет счастливого конца. Тасогарэ, к примеру, руки на себя наложит - такой вот грустный финал.

Ещё одна сумрачная гравюра - из легендарной серии "Сто видов луны", с возлюбленной уже настоящего Гэндзи по имени Югао. Эта бедняжка как раз и погибла от руки ревнивого духа Рокудзё.



        Дух перед нами или человек? Кто же знает...

Чтобы не заканчивать на грустной ноте, последними у нас будут другие легендарные любовники - Аривара-но Нарихира и Нидзё-но Цубонэ, изображённые Ёситоси в момент их легендарного побега, наделавшего при императорском дворе столько шуму.
        Но здесь они не случайно - ведь считается, что именно Аривара-но Нарихира был одним из основных прототипов для блистательного принца Гэндзи. Такой вот замысловатый путь получился - от обаятельного "самозванца" Мицуудзи до его исторического "прародителя"...
     

Гравюра из серии "Набросков" Ёситоси 1882 года.

Чудесная картина, удивительно созвучная заглавной гравюре, не правда ли...

PS: В качестве небольшого финального штриха - ссылка на страничку библиотеки Сми́тсоновского института, где можно полистать страницы нескольких иллюстрированных изданий "Деревенского Гэндзи". Красочного великолепия поздних гравюр тут нет, но всё же листать эти странички крайне интересно!

гэндзи-э, Гэндзи

Previous post Next post
Up