Про школу-2

Feb 02, 2012 01:23


Продолжаю рассказывать про японскую школу. Только сразу хочу заметить, что мой рассказ основан исключительно на реальных событиях, совпадение имен и фамилий - неслучайное:)

В предыдущем посте я рассказала о том, что японские школьники, с первого дня своей школьной жизни ходят в школу самостоятельно. Родители в школу детей не привозят. Но, бывает, встречают. Потому что после уроков у большинства школьников очень плотное расписание во всевозможных секциях и кружках, в школах дополнительного образования. Следовательно, родители (мамаши) после школы занимаются тем, что возят своих детей по кружкам.  В школе есть парковка для автомобилей. Заезжать на нее можно. И увозить собственного ребенка из школы, конечно, можно.

Но по правилам, дети в школу (и из школы) ходят группами, которые формируются по месту жительства.


(фото из сети). Это первоклассники. У них, помимо шапок школьных (желтого цвета) еще на ранцах  приделан такого же ярко-желтого цвета чехол с блестящей полоской, которая светится в темноте. Этот чехол предназначается только для первоклассников. Чтобы они были заметнее на дорогах. Дети самостоятельно переходят проезжую часть. И продолжают идти вдоль проезжей части. Тротуара нет. Это ужасно! На мой взгляд. К сожалению, дети, случается такое, на дорогах гибнут:( ДТП, в результате чего гибнет ребенок (сбила машина) . Или был ужасный случай в марте прошлого года, практически сразу после землетрясения. Когда за рулем...строительно-дорожного автотранспортного средства  сидел водитель, больной эпилепсией. У него случился приступ. И он наехал на группу детей. 5-ро чел.детей погибли на месте:( Пишу вам это не для того, чтобы вы хватались за сердце и пили сердечные капли. Это ...реалии японские. И я считаю, это мое личное мнение, что родители все-таки в самую первую очередь ответственны за своих детей. Не стоит надеяться на кого-то или что-то.  Нужно принимать меры. Мы, например, в свое время из-за школы переехали из Токио в деревню. (В Токио у нас был вариант со школой такой, что он меня в корне не устраивал). Сейчас мы живем в двух шагах от школы.  Хотя, даже тут не так все безопасно. Несмотря на огромные тротуары, и отсутствие автомагистрали. Чтобы ребенку из дома перейти в школу, ей все равно надо пересечь перекресток, два светофора.

1.



Как я уже сказала, дети в школу и из школы ходят группами.  Возглавляет группу, как правило, ученик старшего класса начальной школы, т.е. 6-классник.
2.



Чтобы избежать несчастных случаев на дороге, во всех населенных пунктах стали создаваться патрули. Из волонтеров. Как правило, это пенсионеры. Которые по утрам выходят дежурить на перекрестки. На фото видно, как волонтер преграждает флажком дорогу детям, а когда загорится их зеленый свет, он выйдет на середину проезжей части и будет флажком перекрывать дорогу транспорту.
3.



Вот примерно так.  На фото, я думаю, учитель или директор школы. Во всяком случае, в нашей школе каждое утро директор или завуч стоит с флажком на перекрестке. А помимо директора и завуча еще на перекрестке стоим мы!:) Родители:) По очереди. На весь учебный год составляется график такого утреннего дежурства, и раз в год я обнаруживаю возле входной двери своей пакет с журналом и желтым флажком. Это значит, что завтра мне дежурить:) Дежурит у нас папа. Я один раз всего выходила на перекресток. Дети все со мной здоровались:) Было очень приятно. И я ощутила важность своей патрульно-постовой деятельности.
4.



Нередко такие волонтерские кружки формируются и из бабушек:) Которые занимаются каждое утро тем, что сопровождают детей от места их сбора (по месту жительства у них назначается место сбора) и до самой школы.
5.



В прошлом посте я написала про ранец, который покупается к школе и ребенок ходит с одним и тем же ранцем все 6 лет обучения в начальной школе.

А еще вот один "долгоиграющий" элемент школьной экипировки:) Шапка.  Мари ее носит уже 4-ый год, получается:)  Вот так она вчера уходила в школу. В шапке и в маске.
6.



В масках в школу ходят многие дети. Вообще, японцы любят ходить в масках:) Маски эти предназначены...для всего, практически. В зимнее время - чтобы не подцепить вирус ( у нас каждую зиму эпидемии гриппа, о котором говорят каждый божий день в теленовостях), скоро начнут распылять свою пыльцу криптомерии, о чем нас тоже уже предупреждают, соответственно, все аллергики натянут на себя такие вот намордники. Ну а дальше цветение всевозможных цветов...пыльца цветочная. Мари у нас аллергик. Так что в маске ходит каждый день. Ничего, привыкла и надевает ее сама. Ну и мне спокойнее. Потому что никакие прививки от гриппа мы в этом году делать больше не стали. Наш папа, который еще до недавнего времени был ярым сторонником вакцинации, теперь, проведя собственное "независимое исследование" пришел к выводу, что вакцинация может оказаться опаснее гриппа. И я его поддержала насчет того, чтобы не делать больше прививок. Потому что после каждой прививки от гриппа у Мари возникают приступы астмы. А в этом году, ттт!, ничего пока. К тому же, я сама в детстве не делала никаких прививок от гриппа, однако, гриппом болела каждую зиму, и что? По-моему, мой иммунитет только укрепился и все. Так что, пусть и у Мари иммунитет укрепляется.

Обязательный предмет, который нужно нести в школу с собой каждый день. Футляр с палочками для еды и ложка:) Это индивидуальные принадлежности. Футляры эти мы получили в школе, когда пришли сюда учиться, то есть в первый день в 1-ом классе.

Для футляра нас обязали сшить тряпичные чехлы. И обязательно надо еще иметь вот такой "носовой платок":) На самом деле, это ланч мат, по-нашему, скатерка.
8.



В школе столовой нет. Дети обедают прямо в классе. На большой перемене. Сдвигают свои индивидуальные парты ( у каждого своя парта и высота парты и стула регулируются, потому что в таком возрасте дети все по-разному растут, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Чтобы не испортить осанку ребенка, под рост учитель каждому подгоняет высоту его парты). Дети сдвигают свои парты в четверки. Расстилают, каждый на своей парте, скатерки. И далее, дежурные приносят из кухни кастрюли с едой, посуду. Обед расскладывается по тарелкам и подносам самими детьми, никто их не обслуживает. Каждый берет свой поднос и идет к своему столу. Спрашивается, зачем скатерть, если поднос есть? А губы вытереть уголком скатерти?:) А руки? А если испачкал одежду, капнул на себя супом, н-р? Как быть? Вот для этого должна быть скатерка:)

Вернувшись домой, Мари отдает мне свой футляр, я мою его, ложку и палочки и на утро выдаю ей новую скатерку и помытые принадлежности.

9.



Каждый день нужно иметь при себе обязательно ланч мат, носовой платок, и бандану для уборки. После обеда дети убирают не только сам класс, но и коридоры, и туалеты. Уборщиков в школе нет.
10.



Про физкультуру. С физкультурой в школе все очень серьезно. Я думаю, что программы в школах гибкие и  на заседаниях в гороно решаются только основные вопросы. Но в нашей школе, уж что-что, а физкультура - это чуть ли не основной предмет. В первых классах физра была вообще каждый день. Сейчас три раза в неделю. А в летний период, когда идет подготовка к основному школьному празднику - ундокаю, 4 раза в неделю. Перед самим ундокаем - каждый день и в большую перемену еще треннируются. А спринтеры (те, кто участвует в забегах), те приходят в школу на час раньше и бегают по стадиону до уроков.

Это сентябрь  2010 года. Мари в летней спортивной форме, в шапке (как положено) и с литровым термосом ледяного пшеничного чая.  Возвращается с ундокая домой.
11.



Помимо летней физкультурной формы есть еще и зимняя. Причем, у нас во всех школах форма разная, разного цвета и от разных производителей. Поэтому, когда я иду покупать ей новую форму, то в магазине говорю название нашей школы, чтобы мне выдали форму именно для нашей школы.  Форма не очень дешевая. Что-то около 150 долл.США. А ребенок растет. Так что, я покупала форму уже дважды.
12.



В спортивные мероприятия очень любят привлекать и нас родителей. Это фрагмент открытого урока по физкультуре. Проводится совместная игра детей и родителей в софтболл.  Папа наш там за одной из родительниц. И Мари. В полосатых гольфах.
13.



Подхожу к одному из основных вопросов:) Расписание уроков. Нагрузка.

Весь мой холодильник на кухне увешан всякими бумажками из школы. В частности,  расписание уроков. С указанием времени.

Дети приходят в школу к 8:00.  В 8:20 у них начинаются утренние мероприятия, в которые, бывает, включают тесты, а чаще детям приходится в эти полчаса заниматься самостоятельно повтором материала.

В 8:50 начинается первый урок.

Какие предметы проходят в 4-ом классе начальной японской самой обычной муниципальной школы (я просто не в курсе, что проходят в частных лицеях).

В нашей школе следующие предметы: родной язык (японский), математика, физкультура, обществоведение, труд, музыка, каллиграфия, этика, естественные науки, также есть непонятная дисциплина, не могу  найти ей аналог в расписании российской школы. Вобщем, это предмет, в котором включено все: медицина, краеведение, или встречи, н-р, с гаишниками, с пожарными и т.д. Есть еще один предмет, который называется как "школьная работа", но обычно в рамках этого предмета проводят занятия английским языком с носителем. Никаких других языков в японских школах не изучают. Иностранный язык тут один - инглиш:(
14.



С 12:25 до  13:15 обед. Затем 15 минут - уборка, и еще полчаса - отдых, когда всех выгоняют на улицу и заставляют на стадионе играть в подвижные игры:)

В понедельник и пятницу уроки заканчиваются в 15:00, затем линейка и по домам. А в остальные дни уроки заканчиваются в 16:00. Хоть в расписании написано в 15:35, но ни разу еще учитель вовремя не заканчивал уроки. Это очень по-японски. Обязательно минут на 10, но детей задерживают. Вобщем, хоть мы и живем возле школы, однако, во вторник-среду-четверг ребенок из школы приходит в 16:20. В пятницу уроки заканчиваются в 3 часа, но потом еще целый час факультатив, который посещать обязательно. Так что, тоже, приходит в 16:20. По вторникам и четвергам у нее дополнительно соробан с 17:00 до 20:00. А в пятницу - английский, с 17:00 до 18:00.

Так вот, про нагрузку. Домашних заданий задают мало. Один час в день на домашние уроки - это за глаза и за уши. В каникулы задают много. Еле успеваем все сделать.

Домашние задания, в основном, по математике и японскому языку (иероглифы, 20 штук в день). Домашние задания больше похожи на зубрежку. Особенно иероглифы. Их просто надо бесконечно прописывать и все.  Оценки за домашку не ставят. На уроках тоже не ставят оценки. Оценки идут только за тесты. По 100-балльной системе.

Про обеды школьные.

Школьные обеды готовят у нас в  городском центре школьного питания. А по школам развозят во флягах и канистрах. В школе есть кухня. Но там только разогревают.

На каждый месяц выдают вот такое подробное расписание - меню. На каждый день. Что будет на обед, и из чего приготовлено (с указанием ингридиентов).



16.Н-р, сегодня был удон "торинанбан" (это значит, с курицей и со всякими еще овощами и пр.) Удон - толстая лапша. Был сегодня салат с миндалем (?), я не пробовала, не знаю, что это такое. Пирожок - кинтон-пай и молоко.



Вот так это выглядит (фотка с городского сайта, там каждый день вывешивают фото обедов). Молоко в обедах каждый день.
17.



А вот 14 февраля будет "праздничное меню" по поводу Дня Св.Валентина:) Минестроне, булка с шоколадным кремом, картофельная котлета в виде "сердечка":)))) А в минестроне будут макароны в виде "сердец":)
18.



Ну и чтобы уже закончить рассказ про японскую школу, пару слов, буквально, про ранцы, и учебники.

Вот, полюбуйтесь, как выглядят учебники. Это учебник по японскому языку. Такой вот легкомысленный на вид "журнальчик" в картинках.  Тонюсенький. И все остальные учебники такие же:(  Какое там содержание этих учебников? Так что никуда нам тут без дополнительных кружков не деться.  Поэтому, хоть ранцы и выглядят внушительными на вид, но несут в школу в этих солидных ранцах дети совсем не солидные учебники.
19.



Ну и кому очень интересно, ролик про то, как делают эти самые школьные ранцы:) Каждый ранец шьется из более, чем 200 деталей:) Технология!:)

школьное

Previous post Next post
Up