Чтение и словесные игры: с чего начать?

Apr 22, 2014 02:17

Очень краткий пересказ моей сегодняшней лекции.

Первое, и самое важное, по-моему: чтение - сложный навык, требующий не только знания букв и умения произносить соответствующие звуки, но и умение за этими буквами видеть смысл, картинки, образы, умение догадываться по контексту о том, что значат незнакомые слова, умение держать в уме предыдущие фразы и главы.
Всё это формируется не мгновенно, и каждый из этих конкретных навыков можно развивать, но всё равно чтение - это немного волшебство.
Более того, люди, читающие много, читают для удовольствия в первую очередь.
И если мы хотим поделиться с ребёнком этим чудом, этой радостью, которую могут дарить нам книги,
то надо подумать, как в процессе обучения не отбить охоту читать!

Все дети разные, и каждому из них требуется своё время на то, чтобы освоить чтение отдельных слов, а потом от отдельных слов перейти к книжкам.
Словесные игры при этом не развивают напрямую способность читать, но развивают речь, языковое чутьё, и расширяют словарный запас.

Мы начали с того, что угадывали, у какого слова какая первая буква.
Вы, взрослые, забыли уже, что это совсем не так просто...
Иногда родители, сами того не замечая, пропускают многие важные шаги, просто потому, что не видят проблему.

Потом мы придумывали цепочки слов:
машина-арбуз-забор-рис-слово-окно

При этом первые слова я записывала сама, а остальные - просила детей мне диктовать по буквам.
В процессе выясняли, какая буква там в конце, как узнать АРБУС или АРБУЗ,
НОСОРОК или НОСОРОГ, и тп.
Чем длиннее слова, тем больше шанс, что дети пропустят в них половину гласных.
Я честно записываю те буквы, которые мне диктуют, потом читаю то, что получилось.
ЗМЛ. ЗМЛА.

В этот момент мы как раз обсуждаем с родителями, как важно ребёнку видеть в написанном виде разные слова.
У Марины Аромштам есть такая идея, что детям важно попадать в ситуацию письменной речи.
Важно видеть, как произнесённые слова, стихи, сказки попадают на бумагу, становятся текстом.

Вообще, очень рекомендую сайт папмамбук, я сама на нём массу интересного и нового для себя нахожу!

Так вот, записываем слова - и тогда проще понять, какая буква первая, какая - последняя.
Можно подписывать фотографии родных и друзей,
раскладывать подписи к карточкам с картинками от лото,
развешивать подписи вокруг себя по дому.
А ещё в подписях можно искать ошибки.
Скажем, на фотографию папы написать "дедушка" или на картинку с яблоком - подпись "яхта", и попросить исправить все ошибки.

Ещё мы соединяли слова и картинки.




Альбом: math_seminar_apr14

Я не прошу "прочитай", я говорю - догадайся и соедини.
И дети заняты тем, чтобы обвести и соединить, а читают между делом.



Выкладываем буквы из верёвочки - и на эту букву придумываем слова



Выложить букву многим сложно,
образ буквы еще не так хорошо сформирован



Зато если слова придумались, столько радости:
СЫР, СУШКА, САПОГИ, САХАР!!



Мы обсуждали с родителями, что можно писать - и читать:

-списки покупок
-списки гостей
-меню
-письма друзьям
-загадки
-рецепты любимых блюд
-описания маршрутов

Все дети, наверное, обожают искать клады по серии записок.
А можно вместе вести дневник - и записывать вечером под диктовку ребёнка, что сегодня было хорошего.
Можно придумывать сказки, по кубикам rory story cubes  или без них.
Можно сочинять небылицы или записывать шутки и анекдоты.

А ещё можно читать задания в книжках по математике, все эти "обведи", "соедини", "зачеркни" - это тоже отличный повод читать что-то осмысленное!
Многим детям не нравится читать отдельные слоги, зато им нравится идея соединять слова и картинки, или искать одинаковые слова, или обводить всё съедобное, или зачёркивать то, что ты не любишь делать...

Перейти от чтения отдельных слов к книжкам нелегко,
и на русском языке пока очень мало есть простых, и в то же время интересных книг для малышей.

Я всем показываю и рассказываю, как нужны детям книжки про Пипа, придуманные Юлей Луговской: julug,
там каждая страничка - это симбиоз текста, картинки и живой детской игры.
Просто посмотреть на картинку - мало, нужны эти 2-3 слова, чтобы игра ожила...

Кстати, на сайте Розового жирафа есть сценарии для Дня чтения, придуманные Юлей!

А ещё многие дети с удовольствием играют в разрезалки,
эти книжки так специально сделаны - их надо листать, читать и хохотать.
Бабушка пилит малиновый пирог.
Бабушка режет гороховый дуб - ха-ха-ха!
Папа печёт высокий носок - ха-ха-ха!

Ещё многие дети с удовольствием читают книжку Шибаева "Язык родной, дружи со мной".
Есть книжки Арнольда Лобела "Пуговица", "Квак и Жаб", "Мышиный суп" - как раз то, что нужно, мало текста, крупные буквы...
Мерсер Майер "Я просто забыл", "Я всё могу сам" - тоже вполне годятся для первого чтения.

По моим наблюдениям, легче начинают читать те дети, которые по много раз перечитывают тексты, знакомые почти наизусть.
Любимые стихи или песенники, например...
У меня так Галя начала читать...
Для знакомства с буквами отлично подходят магнитные буквы, но, увы, от знания букв до чтения дорога не проста.

Некоторые дети для начала читают вслух простые книжки младшим братьям и сёстрам.
Или читают детские журналы, анекдоты и прочую муру.
К счастью, этот этап нужен не всем и не так уж надолго...
Но наращивать сложность текстов надо постепенно!

А какие ещё книги помогли вашим детям "расчитаться"?
Пишете ли вы письма вместе с детьми?
Часто ли дети видят, как вы пишете что-то от руки?

лекция, книги, чтение, словесные игры

Previous post Next post
Up