Мошав Биньямина - поселок, основанный в 1922 году и названный в честь барона Эдмонда Биньямин де-Ротшильда. Можно сказать с/х поселок, можно даже деревня, но лучше все-таки именно - "мошава", потому как только это слово полностью определяет его характеристики, как частного с/х поселения в Стране Израиля.
Первые поселенцы Биньямины были и те, кто родились в Стране, называемой тогда еще Палестиной и находившейся под Британским мандатом, и группы "новых репатриантов".
За почти столетие своего существования поселок вырос, объединился с Гиват-Ада, но и сейчас тут в удивительно приятной форме можно почувствовать пасторальный стиль деревенской жизни. Где гармонично соединены вместе высокий уровень качества жизни в окружении с/х полей и красивой природы.
При этом в Биньямине трогательно сохраняют историческое и духовное наследие своих предков, первых поселенцев.
Мошава не из дешевых, я бы даже сказала престижно дорогих мест проживания с хорошей системой местного школьного образования.
Наверное тут очень хорошо растить детей,да и самим местным детям повезло здесь жить.
Одним из таких детей, рожденных и выросших в Биньямине был Эхуд Манор - автор более тысячи песен, многие из которых стали классикой израильской музыки.
И в прогулке по Биньямине песни Эхуд Манора нас сопровождают везде!
Прямо начиная с железнодорожной станции, на которой я вышла и сразу увидела площадь "Брит Олям":
Click to view
Далее я прошла к самому центру поселка, на кикар-мошава. Мимо живописных домиков, утопающих в зелени. Один дом красивее другого, фотографировать можно не переставая.
Центральная площадь Беньямины - это сосредоточение всей жизни мошавы.
Тут и синагога "Тиферет Биньямин", построенный благодаря все тому же барону Ротшильду в 1927 году и названная в его честь.
За синагогой - водонапорная башня, на первом этаже которой была сторожка, а на крыше - станция связи с другими поселками в округе. Для связи, особенно ночью, пользовались азбукой морзе.
В 1996 году башню отремонтировали и превратили в музей истории сторожки.
Рядом, на улице Кармель - "дом первопроходцев", или дом Чудаков.
Потому как жил тут человек по фамилии Чудаков. Он был российским промышленником, и в России управлял заводом по производству мыла. Но здесь подобные заводы работающее на дешовом сырье - оливковом масле уже существовали и Чудаков решил стать фермером. Он вложил свой капитал в участок земли и в право быть фермером только что созданной Биньямины.
Этот дом сохранился в своем первозданном виде и был в дальнейшем пожертвован его наследником Манахемом Менделем Чудаковым поселку. "Для сохранения памяти о первопроходцах и истории поселка во имя всех последующих поколений" - так написано на табличке, что возле дома.
Вообщем вся жизнь вокруг площади.
Как в песне "дни Беньямины":
Click to view
Слова из этой песни написаны на дорожном мосту:
И конечно тут же, рядом рядом - детский сад и школа.
Я оказалась в поселке в самый яркий детский праздник, в пурим. Но и в обычные дни школа - центральное место встреч для всех детей поселка.
Один из наиболее ярких персонажей в истории школы - директор Эфраим Дерех, это про него сказано: " не было до него и не будет после него как он". Он был не просто воспитатель, но но друг всех детей и вложил много усилий в культуру поселка.
А жил вот в этом домике при школе:
Click to view
От школы и детского сада я продолжила идти по улице основателей ( меясдим) и сразу увидела пальмы сорта Вашингтония. Они были посажены в год основания поселка, в 1922-ом и наверное, являются, одной из самых характерных внешний характеристик всех поселков барона.
Тут же, кроме таблички с названием и даты посадки пальм, есть еще одна табличка о кустах жасмина.
Сейчас, к сожалению из всех жасминовых плантаций чудом сохранился только один куст.
А ведь когда-то Бинямина была мошавой с жасминовым запахом!
Кусты жасмина росли тут не просто так, их выращивали для производства духов. Кроме жасмина тут выращивали и другие пряные растения: корицу, мяту... Но главное, все таки жасмин!
При чем для того, чтобы организовать рабочую силу при сборе пряностей, секретари барона привезли в Биньямину 25 семей евреев из Грузии. Эти грузинские евреи основали в Биньямине "шхунат Яков" - район Яакова - и построили там завод по производству духов.
Сегодня там - винодельня Биньямина.
Рядом полуразваленный домик. Хоть и без вывески, но однозначно тоже из первых:
Подошла, заглянула в окно:
С улицы основателей свернула на улицу Калифорния. На этой улице в 1922-ом поселились члены группы "новых репатриантов " из Калифорнии:
Элель и Ехудит Коэн
Шимон и Софи Коэн
Герман Вайдер
Мордехай и Това Ишурон
Авраам и Хава Каанович
Авраам и Рахель Липин
Группа "Калифорния" состояла из молодежи, больниство которых были выпускниками университета Дайвис в Калифорнии и потом еще прошли с/х подготовку сначала в Америке, а потом и тут, в Биньямина.
Барон Ротшильд собирался сделать из пустыни и малярийных болот райский сад и у него это получилось. Благодаря его финансам и рукам этих неутомимых ребят и дивчат.
Группа Калифорния построила по самым современным технологиям коровник и дообились на своей молочной ферме самых высоких в стране на то время удоев молока.
Кроме молока, они занимались разведение фруктовых деревьев, молотили зерно и выращивали кур.
Но и участвовали в управлении, в повседневной и в культурной жизни поселка.
Сейчас в Биньямине живет уже 5, 6 и даже 7 поколении тех первопоселенцев. Но дух сельскохозяйственного пасторального поселка чувствуется очень сильно.
На окраинных улицах даже нет асфальта.
Отошла немного дальше и мое внимание привлек не просто дом с садовым участком, а настоящая усадьба.
Так и есть. На табличке прочла:
"дом Мирьям и Мордехая Гольцер.
Мирьям родилась в 1923 в Биньямине. Мордехай родился в 1924 в Чехии и приехал в страну нелегально в 1939-ом. ( в это время Европа была уже под властью Гитлера, но британские власти запрещали приезд евреев из Европы в Палестину. только единицы добирались сюда нелегально)
Мордехай был членом группы Бейтар и один из первых поселенцев Тель Цора и Шуни. Там они и познакомились с Мирьям и вместе вступили в военную еврейскую организацию Эцель.
в 1946 году пара основала "нахалат Жаботинский" и стали работать на земле."
Ну а где же дом, в котором родился и жил Эхуд Манор?
Может этот?
Я его безуспешно искала в районе работников ( шхунат поэль), построенном для работников Биньямины среди которых был и Исраэль Вайнер - отец Эхуда.
Исраэль приехал в страну в возрасте 20 лет и сначало жил у своего старшего брата в Гадере.
После окончания учебы с с/х школе Микве Исраэль, он работал в Зихрон Якове и от туда перебрался в соседнюю Биньямину, как работник на апельсиновых плантациях и по осушке болота Кабара.
У Исраэля и его жены Рахель тут родилось и выросло три сына: Эхуд, Зеев и Иехуда.
Из окон дома можно было видеть улицу и поезд едущий по рельсам. А в стороне горы - поля, виноградную лозу и вообщем все тоже самое что сейчас.
.
Именно тут была написана одна из самых любимых мною ( и не только мною) песен:
Click to view
Так где же этот дом, около железной дороги, в котором и жила семья?
Click to view
А потом прочла, что место заброшенно и памятные таблички отсутствуют.
Так что можно условно за "дом Манора" принять самый живописный домик около железной дороги.
На другую сторону рельс, сейчас кстати можно перейти только под мостом. Со всех других сторон рельсы закрыты высоким забором. Напрямик никак.
Но они и к лучшему. Ведь когда возвращалась , увидела вот такое чудо-домик:
Центр зеленой энергии Израиля.
Оказавшись с другой стороны дороги, пошла направо. По приятной такой тропинке.
Слушала песни Манора. А потом просто пение птиц.
И дошла до «незаконченного акведука». Да, римские инженеры 2000 лет назад хоть и были гениями в своих творениях, но тоже иногда ошибались .
И этот акведук не закончен именно по причине небольшой ошибке в инженерных расчетах. Совсем крошечная ошибка, но достаточная чтобы вода из родников Гиват Ада не дошла до Кейсарии. Эх, им бы нашу компьютерную графику с компьютерным проектированием, да они бы воду на Луну провели!
Далее покрутив по району, где так живописно что крутить одно удовольствие, прошла мимо кладбища, особо тут не задерживаясь.
И вышла напрямик к окраине.
В принципе, Биньямина маленький поселок. Я за полдня уже два раза была на его окраинах. Так это третья окраина. А для тех кто едет сюда на машине и въезжает в мошаву через перекресток Биньямина, что на 4 шоссе, это первое место при посещении мошавы.
Пришла я сюда ради постоялого двора - хана Зераония.
http://www.zeronia.co.il./index.php Хан был построен еще турками . Звучит как «при царе горохе», но турки у нас были вплоть до 1-ой мировой войны . Хан был построен в 19-ом веке как частное владение Эфенди Босни и значился под именем «садак Паша» или Зераония по названию выращиваемого тут сорта злаковых культур. А иногда и просто Заркания по «вади Зарка», ныне крокодиловому ручью ( нахаль Таниним) протекающему за северной околицей хана.
В начале 20 века поместье с землей было куплено обществом ИКА ( ЕКО, JCA, еврейское колонизационное общество) и в 1920-ом здесь поселились две молодежные группы : группа Калифорния, про которую я уже упоминала и группа Голландия.
Именно тут был для них «центр абсорбции» и тут они прожили пару лет, пока не переехали в саму Биньямину.
Далее в британский период хан был опытной с/х станцией для выращивания жасмина и новых сортов виноградной лозы и новых фруктовых растений, а так же эвкалиптов для дальнейшей посадки в песках Кейсарии.
Возле хана находится и колодец. Да не просто колодец, а Антилия! Так называется колодец, из которого вода поступает сначала в водосборник-бассейн, а потом и напрямик на поля.
Колодец был усовершенствован после покупки поместья и вместо канав высеченных прямо в грунте, была проложена целая система металлических труб. И вода по этим трубам для полива садов и полей бежала не просто так, а благодаря дизельному мотору.
Эхуд Манор в своей песни еще вспоминает растущие тут болотные ирисы и болотные орхидеи.
Click to view
Но когда я посмотрела вдаль, туда где когда то было малярийное болото Кабара , я вообще забыла зачем я сюда пришла.
Потому что я увидела вот это красоту!!!!
Маки. Поле маков!
Может это то самое маковое поле из любимой книжки моего детства, которое проходила Эли по дороге к изумрудному городу?
Однозначно, я попала в сказку!!!
А впрочем, я здесь живу, в сказке под названием « Страна Израиля»!
Продолжение следует...