Мареша - подземный город. (7.01.12)

Jan 09, 2012 21:09

Национальный парк Бейт Гуврин-Мареша включает в себя два совершенно разных древних города: Бейт Гуврин - город, основанный в римский период и имеющий следы всех последующих эпох и Мараша - библейский город времен 1-ого и 2-ого Храма.
Находятся и бейт Гуврин, и Мареша в южной части иудейского предгорья (шфела) на перекрестке дорог: В Хеврон, в Иерусалим, и на средиземноморское побережье с его важными портовыми городами Ашкелоном и Газой.
Во времена вавилонского пленения вся южная часть Иудеи была заселена пришедшими с Эдомских пустынь кочевыми племенами - эдомитянами. И даже вся местность стала называться Эдумеей.
Два крупных города были в Эдомее - Адураим и Мареша. Адураим немного южнее и восточнее Мораши, на склоне хевронских гор. Там сейчас арабская деревня со звучным названием - Дура.
А на месте Мареша национальный парк. Наверное, один из самых интересных национальных парков Израиля. Потому как в нем раскопаны и оборудованы для посещения десятки подземных домов, фабрик, голубятен, водосборников.
Короче, целый город с промзоной под землей!


Посещение этих подземных пространств - незабываемая атракция для всей семьи, включая детей. Неудивительно, что по выходным тут так многолюдно, особенно в конце зимы и начале весны, когда окрестные холмы покрываются изумрудом травы с россыпью разноцветных цветов!
Самая древняя часть Мареши находится на центральном холме - это тель, состоящий из наслоений различных культурных слоев.


Раскопки тут проводились еще в далеком 1900-ом году МакКалистером и Блисом. Они раскопали много древних следов, включая городскую стену времен 1-ого Храма. Но по оттоманским законам ( а 1900 год это еще время оттоманской империи) все раскопки должны были закопаны обратно. Так что сейчас на вершине теля почти ничего и не видно. Обзор, правда, на все стороны просто обалденный. И в северно-западном углу , если смотреть снизу, видна раскопанная башня и жилые строения.


Строительным материалом для всех этих построек служил местный камень - известняк. Вернее мел. Киртон на иврите. Эта белоснежная порода легко вырубается и эта легкость добычи мелового камня послужила основной причиной изобилию ы этих местах каменоломен.


На втором этапе , большие подземные полости, оставшиеся от каменоломен можно было использовать для других практических нужд. Например, для захоронений.
1-ая пещера, мимо которой проезжаем по заповеднику, почти сразу после кассы - это и есть древние погребальные пещеры. Остановились, посмотрели, фотографировались, и едем дальше к парковке «алеф».


Тут мы уже оставляем машину на более продолжительное время, так что имеет смысл взять с собой кроме фотоаппаратов еще и воду.
Заходим, вернее спускаемся, в так называемую «польскую пещеру».
Эта типичная колокольная пещера, служившая, как и многие ее собратья вначале каменоломней. Работы по добыче меловой породы велись сверху вниз. Верхний слой - это довольно крепкая известняковая порода под названием нари. В нари вырубать сложно, да и по качеству порода плохо подходит для строительства. Так что вырубалось тут только узкое отверстие. Но уже через метр-полтора каменотесы доходили до мягкого слоя мела и диаметр вырубаемой породы увеличивался. В конце концов образовывалась пещера формой с колокол. Отсюда и обобщенное название.
Спустившись в полумрак пещеры мы видим на круглых стенах ровные ряды выдолбленных ниш. Что это?
Первые исследователи, побывавшие здесь, вначале предположили, что ниши служили для урн с прахом усопших. Если же вы прочтёте еще одно название этой пещеры, то тоже можете так подумать - колумбарий.


Но все-таки пепла мертвых тут никогда не было. И колумбарий - это не хранилище урн с прахом, а просто голубятня. Ведь Колумб - голубь.


В этих многочисленных ячейках голуби откладывали яйца и выращивали птенцов. Через верхнее отверстие улетали на добычу корма и сюда же возвращались, прячась от непогод. Таких пещер-голубятен в форме колокола по всему иудейскому предгорью есть десятки, если не сотни. И необычным именно в этой пещере является только ее название - польская пещера. Впрочем, никакого секрета тут нет. Просто на центральном столбе пещеры выцарапаны пару строчек со словами Польша и Варшава. А также рисунок орла - символа польской армии. Этого орла и надписи оставили солдаты польской армии, посетившие пещеру во время 2-ой мировой войны, в 1943-ом году. Одного из солдат, кстати, звали Менахем Бегин.


Выйдя из польской пещеры, буквально через пару шагов, опять спускаемся в колумбарий. Но на этот раз уже не просто рядовая голубятня. А целый шикарный дворец для голубей! Наверное, самая красивая и самая впечатляющая голубятня в мире. Выдолбленная в форме двойного креста, с изобилием ниш в четком геометрическом порядке. Голубям, в принципе, было наплевать на эстетику. Но люди жившие тут, явно разбирались в красоте.


Кстати, зачем им нужно было так много голубей?
Конечно, голуби использовались в пищу наравне с курицами. При этом растить их намного легче, чем куриц, так как голуби сами себе добывают пропитание. Еще голубей можно было использовать как почту, а из их отходов получается органическое удобрение полей.
Но главная предназначение голубиной промышленности в эпоху 2-ого Храма было использование голубей в качестве жертвоприношений. Да, современный символ мира приносился в жертву во имя мира и процветания!
Напомню, что пока стоял Храм на горе Мория, каждый иудей ( а только на территории Израиля, не считая диаспор жило около 5 миллионов иудеев) три раза в год был обязан подняться в Иерусалим и принести там жертву. А кроме того жертвы приносились и по личному поводу, например при рождении ребенка.


Жертвой могло стать любое кошерное животное, а в праздник Шавуот даже буханка хлеба. Кто-то приносил животное или птицу с собой, кто-то покупал на месте. И конечно голубь намного дешевле барашка или козла, так что это был самый популярный вид жертвоприношения.
Спрос рождает предложение. Вот от сюда и такое изобилие голубятен в предгорьях Иудейских гор.


Идем дальше по тропе. Мимо множества других пещер. Вокруг обалденный вид на холмы и пригорки. Вдалеке видны хорошо и хевронские горы.


Доходим до пещер под номерами 4 и 5. Сначала спускаемся в небольшую пещерку, состоящую из двух малюсеньких комнат с сидячими ваннами. Так сказать, рабочая душевая при заводе.


Сам завод находится по соседству. Это целый производственный комбинат, выпускающий оливковое масло в промышленных количествах.
Заходим, вернее, опять спускаемся в цех. Одно из больших преимуществ цеха под землей - его естественный кондиционер. Тут не так жарко как на улице, да и защита от дождя осенью во время сезона сбора оливок тоже не помешает.


Собранные маслины клались в эту «ступку» и перемалывались жерновами, которые крутил ослик. Интересно, что линзе-образная форма жерновов является характерной для древней Греции. В эллинистический период ( 2-4 век до н.э.) в Мареше жила довольно большая греческая община. Они то и занесли сюда традиционную для древней Греции форму масличных жерновов.


Раздавленная однородная жижа переносилась в следующий цех, где под прессами отделялась жидкость от жмыха. Это так называемый первичный холодный отжим, он считается самым правильным, потому как оливки сохраняют после него все непревзойденные качества.


Далее вода, как более тяжелый компонент жидкости, опускалась на дно и сливалась в промежуточной ванне. Конечная продукция - оливковое масло- разливалось по бутылкам и продавалось как внутри страны так и на экспорт. Ведь в соседнем Египте оливковые деревья не растут из-за климата, а спрос на оливковое масло не маленький!


Выходим из фабрики оливкового масла через боковой выход мимо глубокого водосборника. Одно из больших достоинств парка, то что подземелья не просто хорошо освещены и оборудованы лестницами с перилами, но и тем что почти везде сделано одностороннее движение. Те есть выходим не тем же ходом, что зашли.


Так же и в следующих подземельях идем нигде не возвращаясь назад. Это жилой дом, довольно богатая вилла с огромным водосборником. Камни, для строительства дома доставались в каменоломне прямо под домом. И создавшиеся пустые пространства затем использовались для любых житейских нужд.


Под полом в одной из комнат был найден клад из 50 монет. Самая последняя из монет датируется 113 годом до н.э. Это год завоевания Мареши хасмонейским правителем Иохананом Гирканом. Жители города, как и всех окрестных деревень были добровольно-принудительно обращены в иудаизм. Интересно, что один из «новых евреев» прошедших в Мараше быстрый гиюр, был Антипатр - дед будущего царя всея Иудеи Ирода Великого. Возможно, что и сам Ирод родился и воспитывался в Мараше, хотя есть источники указывающие на Ашкелон.


О царских покоях невольно думаешь и когда бродишь по закоулкам следующего подземного дворца. Уж больно они впечатляющие. Огромные водосборники, широкие залы, длинные лестницы.


Мы проходим мимо ванной комнаты. Намного более красивой и просторной, чем заводская душевая. Рядом огромный резервуар для воды. Если подшпаклевать немного стены и очистить водостоки, дождевая вода опять начнет тут собираться и хранится круглый год.


На выходе из дома мы видим еще одну мастерскую по производству оливкового масла. Так сказать, для домашнего использования.
Далее можно вернутся к машине, и проехать до парковки «гимел». А можно пройти туда и пешком, благо совсем рядом. Около этой парковки находится одна из главных достопримечательностей Мараши -погребальная пещера Цидонян.


Цидояне - это жители Цидона, что в современном Ливане на побережье средиземного моря. Жители Цидона, как впрочем, и Цора, были хорошими мореплавателями и выступили в качестве союзников для сухопутной Персии, обеспечив ей поддержку с моря. В награду они получили морское побережье далеко на юг, вплоть до Ашкелона. Здесь, в Мареше, тоже была община цидонян.


Когда в 333 году до н.э. Александр Македонский завоевал почти всю Персию, и наступила эпоха эллинизма, для цидонян мало что изменилось. Древние эллины были близки по духу древним финикийцам. То же язычество, похожие мифологические образы.


На расписных стенах погребальной пещеры цидонян мы видим как вполне реальных, так и мифологических животных.


Плод воображения человека, не испорченного компьютерными играми, трехмерной графикой и фильмами-фентези.


От пещеры цидонян есть пешеходная тропа мимо развалин крестоноской крепости Санта Анна. Впрочем, если ехать на машине, то сохранившийся абсис этой церкви тоже виден не плохо.


Последняя наша остановка в Мареше - громадные колокольные пещеры ране мусульманского периода (7-9 век н.э.) и возможно бывшие в употреблении вплоть до средних веков, до крестоносцев. Ведь и арабы, и франки строили и нуждались в камне и каменоломнях.
Интересно, что со времен крестоносцев сохранилось несколько надписей на стенах пещер вместе с изображением крестов. Все эти записи на арабском. Разговорным языком страны в средние века оставался именно арабский.


Каменоломни эти таких гигантских размеров, что сейчас тут иногда устраивают музыкальные концерты. Очень романтично!


И хотя колокольные пещеры территориально относятся уже к городу Бейт Гуврин, более подробно о бейт Гуврине я вам расскажу как-нибудь в другой раз…

шфела, национальные парки

Previous post Next post
Up