Почему самое главное злодеяние людей эпохи невежества - многобожие (ширк) - проникло в среду мусульман? Почему мусульмане оставили поклонение только одному Аллаху (суть призыва всех пророков и посланников) и устремились к возвеличиванию пророков и праведников? Основа всего этого состоит в неправильном понимании главного Слова Единобожия, свидетельства и первого столпа Ислама - «ля иляха илля Ллах» («нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха»). Главная ошибка: они истолковали это свидетельство только применительно к господству Аллаха. То есть понимают его значение, как: «нет Господа, кроме Аллаха», «нет Творца, кроме Аллаха». А раз нет ни у кого господства, кроме Аллаха, то, думают они, нет проблем, если ещё к кому-то взывать с мольбами, обращаться со своими нуждами и посвящать отдельные виды поклонения. Вот к чему привело неправильное толкование свидетельства веры.
Откуда взялись неправильные толкования? С подачи такого явления, как калам, которое также именуют философией. Иногда даже называют это «исламской философией». Отвержение приверженцами калама некоторых (или всех) атрибутов Аллаха привело к тому, что они отвергли и поклонение только одному Аллаху. Если почитать их книги, то мы увидим, что они толкуют арабское слово «илях» («божество») как «способный творить». Таким образом, они отошли от толкования этого слова, которое известно арабам с древних времён и которому учат Коран и сунна. И поэтому значение свидетельства веры выглядит, по их мнению, следующим образом: «нет способного к сотворению, кроме Аллаха». Но разве кто-то сомневается в том, что нет способного к сотворению, кроме Аллаха? Разве в этом сомневались многобожники времён пророка Мухаммада ﷺ и эпох остальных пророков? Они-то как раз признавали это:
«Если ты спросишь их: "Кто сотворил небеса и землю?" - они непременно скажут: "Их сотворил Могущественный, Знающий "» (43:9).
Стало быть, те многобожники лучше поняли смысл свидетельства веры, чем последователи калама.
«Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены?» (7:192).
Если бы многобожники не признавали то, что их ложные божества ничего не способны творить и сами являются сотворёнными, то тогда не было бы смысла к ним обращаться с такими словами.
От приверженцев калама подобное толкование смысла свидетельства веры переняли и представители некоторых других исламских течений, утвердив это в своих книгах. Один из поздних ашаритских учёных, которого звали
Мухаммад ас-Сануси, в своей книге, которую они называют «Уммуль Барахин» («Мать всех доводов»), по поводу смысла свидетельства веры пишет: «Нет никого, кто бы не нуждался ни в чём, кроме Него самого, и в ком бы не нуждались все, кто кроме Него, кроме Аллаха». Как видим, снова толкование свидетельства веры здесь сводится только к господству Аллаха. И когда люди стали изучать подобные тафсиры (толкования), то получилось, что Единобожие в поклонении Аллаху (таухид аль-улюхия) в их представлении не было охвачено свидетельством веры. Именно по этой причине они стали отходить от Единобожия в поклонении и нарушать свой Ислам. Стали думать, что обращаться с мольбами к тем, кто, по их мнению, имеет какое-то особое положение, особый статус перед Аллахом, не является многобожием (ширком). В их понимании, человек, который взывает к мёртвым и посвящает им обряды поклонения, остаётся единобожником, поскольку Единобожие выражено у них лишь в господстве.
Именно через эту дверь к мусульманам вошёл ширк. Если до появления калама от поклонения умершим праведникам мусульман удерживали слова «ля иляха илля Ллах», то после того, как это с подачи заблудших и малограмотных философов (мутакяллимов) стало означать: «нет Создателя, кроме Аллаха», то уже со спокойным сердцем устремились к поклонению им. С исчезновением этой последней преграды начали возводить гробницы на могилах праведников, мавзолеи (мазары), возвеличивая их обитателей. И приобрели убеждение, что лежащие в этих могилах наделены некими полномочиями божественности. И дошло до того, что в отдельных областях (например, Неджд на территории Аравийского полуострова) люди стали думать, что эти похороненные праведники, угодники, посредники наделены самостоятельными полномочиями приносить пользу и вред. Дошло также до того, что люди стали поклоняться им не только в благоденствии, но и в беде. А это свидетельствует о том, что современные многобожники превзошли в своём ширке даже многобожников времён пророка ﷺ. Те придавали Аллаху сотоварищей только когда у них было всё хорошо. Но когда у них случалась беда или возникала опасность, они тут же становились искренними единобожниками в поклонении. И об этом Аллах сообщает в Коране:
«Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей» (29:65).
Сегодняшние же многобожники поклоняются иным божествам помимо Аллаха и в беде, и в благополучии. Когда их постигает несчастье, они вместо произнесения слова «Аллах» начинают поминать имена тех, которым поклоняются вместо Него. И даже на Аравийском полуострове, в месте, где зародился Ислам, в своё время ширк распространился в ужасающих формах. Один из учёных, который в те времена вёл там призыв к Единобожию, дискутировал с одним человеком по поводу группы людей, поклонявшихся могиле сподвижника Ибн Аббаса в Таифе. Они совершали на его могиле жертвоприношения, давали обеты и просили спасения. И учёный тогда спросил своего оппонента: «Жители Таифа признают Ибн Аббаса, но не признают Аллаха. Что вы на это скажете?» И тот ответил: «То, что они знают Ибн Аббаса, им достаточно». Вот это, называется, «приплыли»…
Итак, правильное понимание слова «илях» («божество») - это тот, которому поклоняются. Это общеизвестно среди знатоков арабского языка и приводится во всех древних словарях. И если открыть самый известный из тафсиров Корана, который признаёт вся исламская умма, - тафсир ат-Табари, - то в самом начале, где приводится толкование слов «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного», говорится: «Нет расхождения среди арабов, что поклонение обозначается словом «таалляха», производным от слова «илях» («божество»)». И далее ат-Табари приводит слова уже упомянутого нами Ибн Аббаса, который был самым выдающимся знатоком Корана среди сподвижников, где он толкует аят 127 из суры «Преграды»: «Знатные люди из народа Фараона сказали: "Неужели ты позволишь Мусе и его народу распространять на земле нечестие и отречься от тебя и твоих божеств?"» (7:127). Ибн Аббас сказал: «Илях («божество») - это маабуд («объект поклонения»)».
Отчасти правильным, но неполным является толкование свидетельства веры как: «нет бога, кроме Аллаха». Как уже сказано, божество, бог - это тот, кому поклоняются. Помимо Аллаха существует много всего сотворённого, кому или чему люди поклоняются помимо или даже вместо Аллаха: пророки, ангелы, могилы, идолы, деньги, имущество и т.д. Поэтому полным и правильным толкованием следует считать: «нет истинного бога, кроме Аллаха» либо «нет никакого бога, достойного поклонения, кроме Аллаха».
И хвала Аллаху, Господу миров!
Конспект аудиолекции, посвящённой разбору книги
"Масаилуль-джахилия", часть 3.
Читайте также по теме:
Понятие и виды тавассуля 21 шаабана 1436 (8.06.2015)