Этикет смерти

Jun 07, 2015 19:35

В книге В.Н. Попенко «Школа ниндзя» имеется весьма интересный момент, повествующий об отношении к смерти со стороны людей, исповедующих религии, весьма далёкие и от Ислама, и от всех тех, что принято называть авраамическими. Это последователи культа выдуманных божков, помимо прочего верящие в реинкарнацию (переселение душ). Сразу считаю нужным подчеркнуть важную деталь. Несмотря на то, что автор в названии своей книги использует слово «школа», она не является учебным пособием. Хотя бы по той причине, что никаких ниндзя в современном мире не существует ни в Японии, ни в любой другой стране мира. И сам автор это подтверждает, повествуя о ниндзя исключительно в прошедшем времени. Ниндзюцу - это не боевое искусство, которому можно научиться в секции у тренера. Это средневековая клановая система, охватывающая широкий спектр знаний - от языков, диалектов и медицины до рукопашного боя и разных цирковых выкрутасов по типу хождения по воде или потолку. «Ниндзюцу» в переводе означает «искусство быть невидимым». Ниндзя - это шпионы, которые к открытым столкновениям в схватке с противником прибегали лишь в самых крайних случаях. Ключевым умением являлась не драка, как показывают голливудские боевики, а скрытность, поскольку обнаружение в большинстве случаев означало провал порученного задания. Ниндзя готовили в буквальном смысле с пелёнок. Последние кланы ниндзя в Японии исчезли ещё в 17 веке. В наше время, конечно, немало есть чудаков, на полном серьёзе считающих, что обучаются ниндзюцу у настоящего тюнина (у ниндзя так назывался наставник). Есть и просто парни, которые собираются в лесу, надевают чёрные балахоны и устраивают тренировки по рукопашному бою с оружием, акробатике и общей физической подготовке. Конечно, их занятия в чём-то полезны, однако древнее японское искусство здесь абсолютно не при чём. Поэтому книга В.Н. Попенко представляет интерес в основном с исторической точки зрения. Немалой заинтересованности заслуживают рассказы о том, как ниндзя выполняли свои шпионские миссии, выраженные в основном в добыче информации либо убийствах. И вот отрывок, над которым нам стоит задуматься.

«Иногда ниндзя при выполнении задания работали в паре. Причём один из них был тем, кого мы сегодня назвали бы «камикадзе». Если, скажем, двое ниндзя проникали в жилище, один из них позволял схватить себя и убить или сдать властям. Это успокаивало обитателей дома и существенно облегчало задачу второго ниндзя, так как никому не приходило в голову, что первый попался нарочно. Подобный пример говорит нам о презрении к смерти, бытующем в Японии. Это касается не только ниндзя. Речь идёт о характере японца вообще. Для него смерть ни в коем случае не является концом, поскольку смерть отдельного индивидуума иногда означает спасение жизни целого (клана, семьи, группы - в Японии вообще силён дух клановости). Кроме того, смерть, настигающая человека в какой-то роковой день, может быть частицей вечной жизни. Умирающий не одинок - каждый живёт жизнью целого и умирает в целом. Наверное, только в Японии существует «этикет смерти». Он включает в себя не только украшение мёртвого тела, но и размышление о подобающей «психологии смерти» в тот час, когда она придёт. Конечно, определённое влияние на формирование таких взглядов оказал буддизм. Философская истина о бренности всего земного укрепила и бросила свет откровения на эту готовность к смерти. Недаром в Японии столько традиций напрямую связано со смертью: харакири, двойные самоубийства на романтической почве, обычай следовать в могилу за господином, камикадзе (в переводе с японского - «божественный ветер»)». Конец цитаты.

Большинство тех, кто чрезмерно увлекается изучением дальневосточных цивилизаций, почему-то восхищены их традиционными верованиями. Именно поэтому такие личности, как Конфуций или Будда, популяризированы и в западном мире. Некоторые европейцы, всерьёз увлёкшиеся восточными единоборствами, настолько пропитываются их философией, что оставляют свою религию (в большинстве случаев христианство) и обращаются в буддизм, конфуцианство или даосизм. Это доказывает нам приведённое заявление автора обсуждаемой книги: «Наверное, только в Японии существует «этикет смерти». Хорошо ещё, что автор написал в начале предложения слово «наверное», а не «однозначно» или «бесспорно». Тем самым он предположил, что, возможно, и в других религиях, культурах, традициях существует то, что им было названо «этикетом смерти». И если бы только люди, увлекающиеся дальневосточными верованиями, догадались подробнее ещё изучить Ислам, то, возможно сделали для себя роковое открытие. Аналогов такого отношения к смерти, как у мусульман, на мой взгляд, нет ни у кого.

«Каждая душа вкусит смерть…» Эти слова повторены в Коране трижды (см. 3:185, 21:35, 29:57). Кем бы ни было творение Аллаха: человек, ангел, джинн, животное и даже сам Иблис - однажды придёт его конец. Нужно воспринять это как данность и быть готовым к этому. Неслучайно в некоторых исламских странах эти слова из Корана пишут на машинах скорой помощи. И больной, и сопровождающие его носилки люди, должны читать эти слова и помнить: как бы мы ни пытались отсрочить этот момент, он непременно настанет.

«Скажи: «Смерть, от которой вы убегаете, настигнет вас, после чего вы вернётесь к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали» (62:8). Люди убегают от смерти и не желают её. Когда их постигает болезнь, спешат к врачу. Когда случается бедствие (пожар, наводнение, землетрясение), ищут безопасное место, где они будут спасены от неуправляемой стихии. Когда подвергаются нападению разбойников или хищников, зовут на помощь и стараются скрыться от преследователей. И даже на смертном одре, и с пулей в теле, и со смертельным ранением хватаются за жизнь до последнего. Но нельзя убежать от того, что всё равно настигнет тебя. Вопрос тут начинается не со слова «если», а со слова «когда».

Пророк Мухаммад ﷺ сказал своим сподвижникам: «Ранее я запрещал вам посещать могилы. Но теперь посещайте их, ибо в них - назидание» (аль-Бухари, Муслим). Да, поначалу им было запрещено посещать могилы, поскольку их сердца ещё не полностью избавились от языческого прошлого, по причине чего имелась опасность, что они станут совершать запретные действия у могил, связанные с чрезмерным возвеличиванием покойных либо даже обращения к ним с мольбами. Но когда Единобожие полностью было усвоено ими, пророк ﷺ не просто дозволил, но побудил посещать кладбища. Для чего туда ходить? Не для того чтобы сажать цветы или красить ограды, а для размышления о бренности нашей жизни и всего сотворённого. Вовсе необязательно, чтобы там были похоронены родственники. Даже если у мусульманина никто не лежит на кладбище, ему желательно при случае зайти туда. При входе на кладбище мусульман Посланник Аллаха ﷺ научил нас произносить следующие слова: «Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам, и Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас» (Муслим, Ибн Маджах). Таким образом, и мёртвое тело, и могилы служат нам не для украшения их, а для того, чтобы увидеть своими глазами и вспомнить, что рано или поздно ты станешь таким же безжизненным телом. Быть может, твоё покрывало, в которое тебя завернут, уже приготовлено и лежит в магазине в ожидании покупки. Однажды Хасан аль-Басри присутствовал на похоронах и спросил своего соседа, указав на покойного: «Как ты думаешь, если бы у него сейчас была возможность совершить ещё хотя бы одно богоугодное дело, он бы воспользовался ей?» Тот ответил: «Конечно, вне всякого сомнения!» Хасан аль-Басри тогда сказал: «Так что мешает тебе воспользоваться этой возможностью?» Да, у покойного все дела прекращены, и он уже не может совершить ничего из того, чем доволен Аллах. Но ты-то можешь!

Смерть для мусульманина - это далеко не конец. После ухода из этого мира нам предстоят ещё целых два этапа: сначала жизнь в своей могиле (барзах), а затем - вечное пребывание в раю или аду. Так почему же многие мусульмане боятся смерти намного больше, чем японские язычники, которых описал автор приведённой книги? Почему про нас Аллах в Коране сказал, что мы убегаем от смерти, а они бежали ей навстречу? Почему ниндзя добровольно обрекали себя на мучительные пытки и непременную казнь, если того требовали интересы задания, а самураи недрогнувшей рукой вспарывали себе животы, если случайно подвели своего господина? Даже у потерявших интерес к жизни людей чаще всего не хватает смелости свести с ней счёты, а эти совершали столь циничные самоубийства при отсутствии объективных причин на это.

Вот в этом и состоит ключевое различие двух взглядов на «этикет смерти» со стороны мусульманина и со стороны язычника. Язычник убеждён, что его душа сразу после расставания с одним телом воплотится в другом. Так к чему жалеть тело, которое является всего лишь носителем бессмертной души? Это всё равно что выбросить одежду, зная, что у тебя всё равно есть другая. У них нет ни единого довода, ни малейшего основания верить в это. Аллах не посылал людям ничего такого, что заставило бы верить в переселение души. Нет ни одного писания от Аллаха, где было бы сказано об этом, даже если это писание искажено. Несмотря на это, в языческих культах (хотя и не во всех)  такое важное место занимает институт реинкарнации.

Божественные Писания опровергают эту безосновательную теорию и учат нас, что душа после смерти не воплотится в новом теле, а вернётся в своё, чтобы продолжить жизнь в новом качестве. Не только душевно, но полностью, телесно, все мы воскреснем в Судный День, предстанем перед Аллахом и будем отвечать за прожитую жизнь. Наслаждаться райскими блаженствами люди будут не только душой, но и телом. Испытывать мучения в аду также будут как душа, так и тело, которое она сопровождает на всём отрезке времени, начиная с момента появления этого человека в утробе матери. А вот это принять могут уже далеко не все. Во-первых, всё перечисленное до поры до времени скрыто от людей завесой тайны и является сокровенным. Воочию всё это человек увидит лишь после своей собственной смерти, но никак не сможет проверить через чужую. Во-вторых, люди не хотят нести ответственность перед Аллахом и выдуманными теориями о переселении душ пытаются от неё скрыться. В обсуждаемом нами примере это налицо: ниндзя - это хорошо подготовленные и натренированные циничные подонки, злодеи и подлые перебежчики, служившие лишь тому, кто больше платит. За деньги они не гнушались никакой работы и убивали людей, в том числе изощрёнными и общественно опасными способами, например путём поджога жилища, в котором спит целая большая семья с женщинами, детьми и стариками. Если бы для них существовали такие понятия, как нечестие, беззаконие, несправедливость, страх и ответственность перед Аллахом, то они никогда не пожелали бы себе смерти, ибо знали бы, что после смерти их ждёт справедливое возмездие и мучительная кара. Японским язычникам с детства прививают  мировоззрение, абсолютно не совместимое со всем перечисленным, а потому неудивительно, что смерть их не страшит. И в этой связи также не вызывают удивления перечисленные автором книги мерзкие традиции: «харакири, двойные самоубийства на романтической почве, обычай следовать в могилу за господином, камикадзе». Верующий человек вполне может себе представить, сколь огромное количество самураев, вспоровших себе животы мечами, встретили жестокое разочарование, когда узнали, что жизнь, никоим образом не принадлежащая им, слишком дорога, чтобы столь бездарно порвать с ней. Только оставшиеся в живых пока не ведают об их муках.

В продолжение аята, приведённого мною в самом начале, Всевышний говорит:

«Каждая душа вкусит смерть, но только в День Воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удалён от огня и введён в рай, тот обретёт успех, а земная жизнь - всего лишь наслаждение обольщением» (3:185).

Эти ёмкие по смыслу слова, помимо прочего, являются ответом на заявления тех, которые считают, что жизнь на земле продолжится вечно, и душа будет перелетать из одного тела в другое. Довод от Аллаха против голословных заявлений, помимо которого вокруг нас полным-полно знамений, так или иначе указывающих, что этот мир вместе со всем, что в нём есть, обязательно придёт к своему логическому завершению. Он погибнет, и никто из разумных существ не уйдёт от ответственности перед Аллахом, независимо от того, во что он сам верил при жизни. Аллах воскресит его в том виде, в котором он был сотворён, даже если его тело сожгут и прах развеют по ветру или пустят по течению реки.

На примере обсуждаемого отрывка из книги нам следует задуматься и о другом. Если ниндзя, исповедующие вымышленную лжерелигию, так хладнокровно относились к смерти, то нам тем более нечего её страшиться. Дух следует воспитывать и настраивать на то, что всё происходит по предопределению Аллаха. Наш жизненный срок записан задолго до нашего рождения, и никакие наши действия не могут ни добавить к нему, ни убавить из него ни секунды. Задача каждого из нас - прилагать все усилия к тому, чтобы не встретить Аллаха разгневанным на себя. Да, смерть любому из нас может достаться болезненной и мучительной. Однако все пытки этого мира меркнут по сравнению с мучениями в загробной жизни, которые ждут неверных, лицемеров и грешников. Между нами и конечным местом пребывания всего лишь выход души из тела. Не считать этот мир своим домом и помнить, что однажды покинешь его безвозвратно - вот это подлинный этикет смерти. Уместно будет вспомнить слова героя-полководца Халида ибн аль-Валида, которые он часто говорил предводителю вражеского войска: «К тебе пришли люди, которые любят смерть так же, как вы любите жизнь». Жаль, что большинство из нас, современных мусульман, изнеженных лёгкой жизнью, забыло этот этикет смерти.

«Скажи (неверным): «Если последняя обитель у Аллаха (рай) предназначена только для вас, а не для других людей, то пожелайте себе смерти, если вы говорите правду». Однако они никогда не пожелают себе этого из-за того, что приготовили их руки. Аллах ведает о беззаконниках» (2:94-95).

Смерти желает себе (в том смысле, что не боится её) лишь тот, кто уверен, что следует истине и оттого знает, что Аллах не бросит его, не унизит и не подвергнет мучениям, а примет как Своего преданного искреннего раба. Конечно, он не будет умышленно и безрассудно искать приключений на свою голову. Но уж, оказавшись в окружении недоброжелателей, умрёт без страха и просьб о пощаде.

И хвала Аллаху, Господу миров!

20 шаабана 1436 (7.06.2015)

заблуждения, Коран

Previous post Next post
Up