О НАЦИИ БЕДНОЙ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО. ч.1

Jan 03, 2009 00:51


Между человеком и человечеством стоит нация - Фридрих Лист
http://www.sotsium.ru/books/156/237/list_rev_vestnik%20evropy.html / http://mirslovarei.com/content_eco/FRIDRIX-LIST-32345.html
Проблема наций вполне злободневна, и не только в нашей стране, но в масштабе всей планеты, и ее осмысление и, возможно, хоть какое-то решение непосредственно связанно с попытками Украины добиться евроинтеграции, и асимметричной реакции на это европейских стран.
Собственно, речь идет о современной интепретации национального вопроса, корни которого лежат еще в эпохе Просвещения. Ограниченная рамками этих интерпретаций, национальная принадлежность довольно часто определяется как гражданство какого-то государства. В 19 веке Эмиль Дюркгейм http://beersite.narod.ru/durka/tsy.html предложил понятие "коллективного сознания", которое, хотя и вызвало обширную критику, привлекло внимание к тому факту, что социальная жизнь зависит от системы ценностей, разделяемых членами общества. С любой такой системой ценностей связанна совокупность фундаментальность идей ( или "категорий"), пользуясь которыми члены общества истолковывают тот мир, который их объединяет, является для них общим, и только так могут поддерживать коммуникативные отношения, или просто общаться в одной системе ценностей. И собственно функция ритуалов, включая религиозные, и заключается в том, чтобы поддерживать и воссоздавать на разных уровнях и в разных временных плоскостях преданность отдельных личностей, или индивидов, этим общим для данного общества ценностям. Только таким образом общество объединяется в единое целое. 
     Такая интепретация единого общества является общепринятой в научном дискурсе, и не имеет значения, идет ли речь о мононациональном государстве, либо об империи. В английском языке нет разницы между словом нация и народ, государство(nation), а также гражданство и национальность (nationality). Членами известная организации Объединенных Наций являются исключительно государства, но ни в коем случае не нации в понятиях нашего языка (этносы).Поэтому часто журналисты и ученые Запада и, особенно, США, впадают в странные ошибки - например, что в Российской Федерации, в Чечне русские воюют с русскими (ведь это одно государство и, соответственно, одна нация), и Украину подразумевали как часть РФ, захотевшую сепаратно отделиться, будучи, по сути,одной нацией с общими ценностями и культурными традициями. Современные концепции, выросшие из идей просветительства, не могут охватить и понять то основное, что отличает национализм империалистический, направленный на покорение и эксплуатацию колоний, и национализм защитный, который связан с защитой культурный ценностей и национальной идентичности.
     Применяя такой упрощенный подход, имперские государства, которые на протяжении нескольких веков управляли всем миром, выкачивая из колоний все свое теперешнее богатство, не считают себя ответственными за агрессию и захват чужих территорий, возлагая всю вину за исторические процессы на бывшие колонизированные народы, включая европейские.Целый ряд ученых считает, что не было никаких причин распада великих империй, потому как откуда у народов, входящих в них, взялось "историческое сознание"? Никакой истории  и осознания ее у них просто быть не может! Почему-то в научных кругах дебатируется идеи о неизменности народов, весьма напоминающие кастовое разделение: имперские нации и другие.Они убеждены в некоторой неполноценности тех народов, которые не принадлежат к западной цивилизации, или не смогли стать империей. И если у такого государства нет армии, или способности к самопиару и  умению убедить Запад в своей правоте, то следует как можно быстрее избавиться от всяческих претензий и молча сопеть в трубочку.
      Британский и французский империализм весьма схожи в этом с российским: они всячески понижали и вербально, в литературе, и  в научном дискурсе, приуменьшали национальную идентичность колонизированных народов, выставляя их такими себе недоразвитыми в смысле культурной традиции и образования вследствие отсутствия всякого стремления и желания. Как те же Белинский и Добролюбов, восхищаясь украинским языком и даже противоставляя его органичность русскому, считали этот язык неким туземным украшением, созданным всякими Грицьками и Катеринами для увеселения  и услаждения слуха образованных и весьма разумных россиян. И хвалили Николая Васильевича за то, что он вовремя пере-ориентировался на русский - потому как литература, несомненно, нужна только образованному и культурному народу, а не этим наивным и глупым, как малые дети, малороссам.Причем явно присутствует и покровительственный тон, и определение очень слабого народа, который прямо навязался на шею России - а мы все торочим, что это они нас захватили! И обокрали! Еще и претензии могут предъявить...И недаром Окара, по-моему, хотя могу и ошибиться, в общем какой-то из политологов, продвигал идею об этакой слабой женственной Украине по сравнению с ухарем- русским парнем, который просто по законам натуры назначен ей (Украине) в руководители и защитники по жизни. Все это следствия и отголоски европейского отношения, которое и сейчас доминирует, невзирая на, или противореча правильной и демократичной риторике. Оранжевая революция озадачила Европу, однако они решили погодить и проверить зрелость народа, кинувшегося отстаивать свои ценности, как обще-демократические, так и национальные - а правда ли? Оказалось, неправда. Не хотят наши безбатченки отстаивать свои ценности, не нужны они им - но тогда нам всем прямая дорога к объединению с РФ, если те нам дороже. Надо тогда признать правоту взгляда на нас, как на недоразвитую, безответственную нацию, которая сама не хочет и, якобы, не может быть самостоятельной, защитить свой выбор, а значить, вполне готова к ассимиляции. 
    Про манипулятивный, агрессивный, защитный и оборонительный национализмы в следующей статье.

P.S. То, о чем я пишу в статьях о нации, часто либо не понимается, либо искажается, да и реальных отзывов мало. Так что пишите, интересна ли вам тема, и стоит ли ее продолжать.

Take up the White Man's burden--
Send forth the best ye breed--
Go bind your sons to exile
To serve your captives' need;
To wait in heavy harness,
On fluttered folk and wild--
Your new-caught, sullen peoples,
Half-devil and half-child.

Take up the White Man's burden--
In patience to abide,
To veil the threat of terror
And check the show of pride;
By open speech and simple,
An hundred times made plain
To seek another's profit,
And work another's gain.

Take up the White Man's burden--
The savage wars of peace--
Fill full the mouth of Famine
And bid the sickness cease;
And when your goal is nearest
The end for others sought,
Watch sloth and heathen Folly
Bring all your hopes to nought.

Take up the White Man's burden--
No tawdry rule of kings,
But toil of serf and sweeper--
The tale of common things.
The ports ye shall not enter,
The roads ye shall not tread,
Go mark them with your living,
And mark them with your dead.

Take up the White Man's burden--
And reap his old reward:
The blame of those ye better,
The hate of those ye guard--
The cry of hosts ye humour
(Ah, slowly!) toward the light:--
"Why brought he us from bondage,
Our loved Egyptian night?"

Take up the White Man's burden--
Ye dare not stoop to less--
Nor call too loud on Freedom
To cloke your weariness;
By all ye cry or whisper,
By all ye leave or do,
The silent, sullen peoples
Shall weigh your gods and you.

Take up the White Man's burden--
Have done with childish days--
The lightly proferred laurel,
The easy, ungrudged praise.
Comes now, to search your manhood
Through all the thankless years
Cold, edged with dear-bought wisdom,
The judgment of your peers!
Киплинг Р. Бремя белого человека

Неси это гордое Бремя -
Родных сыновей пошли
На службу тебе подвластным
Народам на край земли -
На каторгу ради угрюмых
Мятущихся дикарей,
Наполовину бесов,
Наполовину людей.

Неси это гордое Бремя -
Будь ровен и деловит,
Не поддавайся страхам
И не считай обид;
Простое ясное слово
В сотый раз повторяй -
Сей, чтобы твой подопечный
Щедрый снял урожай.

Неси это гордое Бремя -
Воюй за чужой покой -
Заставь Болезнь отступиться
И Голоду рот закрой;
Но чем ты к успеху ближе,
Тем лучше распознаешь
Языческую Нерадивость,
Предательскую Ложь.

Неси это гордое Бремя
Не как надменный король -
К тяжелой черной работе,
Как раб, себя приневоль;
При жизни тебе не видеть
Порты, шоссе, мосты -
Так строй их, оставляя
Могилы таких, как ты!

Неси это гордое Бремя -
Ты будешь вознагражден
Придирками командиров
И криками диких племен:
"Чего ты хочешь, проклятый,
Зачем смущаешь умы?
Не выводи нас к свету
Из милой Египетской Тьмы!"

Неси это гордое Бремя -
Неблагодарный труд, -
Ах, слишком громкие речи
Усталость твою выдают!
Тем, что ты уже сделал
И сделать еще готов,
Молчащий народ измерит
Тебя и твоих Богов.

Неси это гордое Бремя -
От юности вдалеке
Забудешь о легкой славе,
Дешевом лавровом венке -
Теперь твою возмужалость
И непокорность судьбе
Оценит горький и трезвый
Суд равных тебе!
1899
(перевод А.Сергеева)

нация, приоритеты

Previous post Next post
Up