Я не знала об этом до начала чтения книги
"Развитие силы воли" автора Уолтера Мишела (издательство "МИФ"). Еще совсем недавно я даже не знала, что такое маршмеллоу:))
Немного приоткрою завесу. Маршмеллоу - это зефир. А маршмеллоу-тест - это тест на определение наличия силы воли у человека (был начат на дошкольниках). Основная суть: сможет ли ребенок подождать 20 минут, глядя на вкусность и получить в 2 раза больше этих самых вкусностей или захочет съест одну штуку, но сразу, без ожидания.
В книге
красной нитью проводится тема, что те, кто сможет выдержать время в дошкольном возрасте - в более старшем могут лучше овладевать собой и своими желаниями, что будет способствовать достижению более высоких результатов и целей. Акцент делается на том, что для получения удвоенной награды нужен не просто запрет, а изменение мышления, способность отвлечь себя от визуального зефира, найти способы переключить внимание на что-то другое. Мне очень понравилось читать о тех способах, которые придумывают дети и как справлюятся с этими двадцатью минутами.
Я ухватилась за эту книгу, т.к. мне нужны были способы собирания силы воли в кулак для некоторых своих планов. Вместо этого я больше переключилась на попытку определить эти качества в ребенке. И совершенно случайно у нас случился тест. Перед отъездом от бабушки в гостях было вручено 5 шоколадных конфет. Но предстояли 30 минут сложной дороги и я попросила Давида подождать и съесть их дома (кстати, без увеличения награды). Он не разрешил их убрать с его колен и даже когда одна упала и я ее незаметно убрала, он обнаружил пропажу и приговаривал: "Дома кушать?", я подтверждала. Потом он уснул, но как только проснулся сразу о них вспомнил и попросил. Я поблагодарила, что смог так долго терпеть и поскольку мы уже подъезжали к дому (сказала оьб этом), то разрешила съесть половинку.
Сама я раньше могла одну шоколадку есть несколько месяцев, выдавая по дольке себе и маме. Шоколад был редкостью и мне хотелось растянуть удовольствие на дольше. Сейчас я изменилась и бывает, что хочется съесть все и сразу. Так что превращения бывают и в обратную сторону.
А как вы справляетесь со своими соблазнами и желаниями получить то, что хочется поскорее? Готовы ли вы подождать ради получения бОльшего?
В книге детально описываются «горячее» и «холодное» размышления. Их понимание помогает в будущем справляться с искушениями и соблазнами, т.к. горячая отвечает за сиюминутные желания, а холодная "настроена на информативные аспекты раздражителей и обеспечивает рациональное, основанное на размышлениях стратегическое поведение", т.е. дает возможность проанализировать ход действий.
Также в очередной раз упоминались плюсы того, когда малыш максимально долго находится рядом с мамой и не переживает сильных стрессов ни во время беременности мамы, ни в первые годы своей жизни - тогда его когнитивная система развивается более устойчиво и у него более крепкая сила воли для достижения своих целей. Очень важным аспектом оказалось умение мамы на одинаковом уровне и помогать ребенку, но в тоже время и давать возможность быть самостоятельным. Лично мое мнение в данной ситуации, что мама должна находиться рядом тогда, когда ребенок в этом нуждается, а когда он уже готов к самостоятельным дейсивиям (да хоть даже самостоятельно снять курточку) - нужно позволить ему это сделать, но не бросать наедине с непослушными пуговицами, а быть рядом, готовой в любую минуту прийти на подмогу.
Также и детям, и взрослым хорошо помогает справляться с желаниями помогает наличие четкого плана. В книге это описано на примере говорящего клоуна, отвлекающего ребенка от выполнения задания. Даются советы по тому, как построить отказы по принципу "если - то". Такие условия помогают справляться с поставленными задачами. Например, "если зазвонит будильник - я сразу же встану и пойду умываться". Таким образом, я успею позавтракать и мне не придется есть фаст-фуд и пить кофе на ходу. Но бывают такие моменты, когда никакие уговоры не срабатывают. Это уже ситуативное поведение. Порой нам хочется быть "стрекозой", которая поет все лето и наслажждается текущей жизнью и совсем не думает о будущем. Каждый из нас может быть «кузнечиком» или «муравьем», но тут все будет зависеть от соблазна в конкретной ситуации и от того, как мы станем оценивать его и думать о нем.
Мне понравился пример о разных американских школах, т.к. у нас есть некая предвзятость о том, что там всех учат, а только у нас учителя ничего не делают. Там есть такие школы, рядом с которыми даже наши сельские покажутся идеальными. Но у них есть возможности изменить место учебы, если есть желание: есть программы, направленные на улучшение учебных возможностей детей из малообеспеченных семей. Но это шанс именно для тех, кто имеет личные цели.
Вторая часть книги больше насыщена примерами людей, изменивших свою жизнь и понявшими смысл маршмеллоу-теста, она мне понравилась менее всех, но и из нее вынесла полезные мысли: например, о том, что оптимистический настрой помогает лучше справляться с неудачами и есть вера в то, что в следующий раз можно что-то изменить, а "пессимисты смотрят на тот же опыт как на подтвержде- ние своих мрачных ожиданий, считают его результатом своих ошибок и стараются не думать о нем, уверенные в своей не- способности что-то изменить к лучшему".
Также силу воли помогает развивать представление себя в будущем. Это то, что мне советовали ранее: "представь себя через 10 лет". Оказалось, возможность откладывать вознаграждение способствует достижению лучших результатов, т.к. есть способность ожидать и понимать смысл этого ожидания.
Отдельное внимание уделяется тому, что сила воли может быть "уставшей" или даже "изнуренной" и в этой ситуации решения принимаются по-другому и это также нужно учитывать при принятии решений и выборе методов достижения цели. Бывает такое, что наша сила встряхивается даже когда кажется, что сил нет ни на что, но дополнительная, а еще лучше нестандартная мотивация, поощряет к подвигам.
От третьей части я ожидала все-таки большего: каких-то более конкретных рекомендаций, но не смотря на то, что не было ожидаемого, направление, куда двигаться, я получила, т.к. более широко расписана стратегия "если - то", описанная во второй части. Также хорошо резюмированы все предыдущие разделы и главы, сакцентированы упоминания основных моментов. Возникло желание посмотреть "Улицу Сезам" - кто-то видел?
Некоторые советы в конце книги встречала в книгах Ицхака Пинтосевича - наверное, все-таки в этой сфере сложно выдумать что-то новое и отличные идеи переходят из уст в уста с рекомендациями.
Для меня книга стала открытием и стимулом. Я узнала и продумала некоторые аспекты в формировании характера как своего, так и ребенка. В ближайшее время я займусь выработкой "холодного" мышления и перспектив, а также сформирую условия "если - то". Посмотрим что из этого выйдет:)) Надеюсь порадовать вас отличными результатами формирования собственной силы воли и влиянием их на мои цели и планы!
Ознакомиться с одной главой из книги можно, заполнив форму подписки
на обложке книги. Также с самыми интересными моментами из книги кратко можно ознакомиться
здесь.