Лекция 24: Гегель - Феноменология Духа Часть 1

Jul 28, 2020 19:42

Лекция 24:
Гегель

Специально выкладываю текст для лекций по Гегелю в письменном виде.
Это часть 1.

(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель появился на свет в Штутгарте, южной Германии, в 1770 году. Воспользовавшись возможностью бесплатно получить высшее образование, в 1788 году он поступил в протестантскую теологическую семинарию Университета Тюбинген, где познакомился и близко сошелся с Фридрихом Вильгельмом Йозефом фон Шеллингом и поэтом Фридрихом Гельдерлином. Оба впоследствии оказали значительное влияние на его философские взгляды.



В течении нескольких лет после университета Гегель занимался частным преподаванием, после чего в 1801 году, с помощью своего друга по Тюбингену Шеллинга, к тому времени уже сделавшего себе карьеру в академии, получил пост приват-доцента (лектора без постоянной позиции) в Университете Йены.

Именно в Йене Гегель написал свою первую серьезную академическую работу по философии - книгу «Феноменология духа». Вышедшая в печать в 1807 году, эта работа считается шедевром философской мысли.

Практически одновременно Йена была оккупирована войсками Наполеона, и университет оказался закрыт. В течение года Гегель проработал редактором газеты, а с 1808 по 1816 год - директором гимназии в Нюрнберге. Все это время он продолжал оставаться мало известен в академических кругах.

Ситуация изменила после выхода второго серьезного произведения Гегеля - трехтомной «Науки логики». Репутация Гегеля возросла настолько, что он получил позицию профессора в университете Гейдельберга, а вскоре, после выхода в свет «Энциклопедии Философских Наук» в 1818 году, ему предложили перебраться в недавно основанный Университет Берлина, на должность руководителя кафедры философии.
В Берлине лекции Гегеля быстро превратились в легендарные, а из его учеников сложился круг фанатичных почитателей. Конспекты многих из его студентов впоследствии легли в основу изданных посмертно произведений по философии истории, искусства, религии и истории философии.
Скончался Гегель в 1831 году от эпидемии холеры в Берлине.

Феноменология духа

Опубликованная в 1807 году, эта работа является ключом ко всей философии Гегеля, и по праву может считаться первой презентацией его позиции. Именно здесь Гегель впервые использует понятие диалектики.



Диалектика

Само слово диалектика происходит от греческого διαλεκτική «искусство спорить, вести рассуждение» - от διά «через; раздельно» и λέγω «говорить, излагать». У Гегеля этот термин подразумевает развитие идеи посредством конфликта и противопоставления.
Идеи, по мнению Гегеля, имеют свои собственные, «внутренние» законы развития и изменения. Когда не вполне соответствующая истине идея достигает своей критической точки развития, она не только обнаруживает собственную неадекватность, но и порождает другую идею, приходящую ей на смену. Каждая из идей, таким образом, это как временный перевалочный пункт на пути сознания к абсолютному познанию.
Идея диалектики как тройственности - тезис, антитезис, синтез - традиционно приписываемая Гегелю, была в свое время озвучена еще Кантом, а затем подхвачена Фихте. Тройственность - наиболее упрощенный вариант диалектики, самим Гегелем отвергнутый. Вот, что говорит он об этом в «Феноменологии»:

«Точно так же, - после того как кантовская, лишь инстинктивно найденная, еще мертвая, еще не постигнутая в понятии тройственность (Triplicität) была возведена в свое абсолютное значение, … - нельзя считать чем-то научным то применение этой формы, благодаря которому, как мы это видим, она низводится до безжизненной схемы (Schema), до некоего, собственно говоря, призрака (Schemen), а научная организация - до таблицы.»
(Гегель, В.Ф. «Феноменология Духа». Москва, Академический проект, 2016. ст. 36)

Как же видел диалектическое развитие идей сам Гегель? Наиболее подробна эта тема развернута в его следующей работе - «Науке логики». В одних случаях идея может содержать свой антитезис уже внутри самой себя, и, таким образом, быть разорванной этим на части. В других, идея обнаруживает свою неполноту, и требует дополнения. Порой две идеи вместе предполагают третью, более полную. Однако в целом процесс всегда предполагает недостаточность и односторонность любой идеи, и, таким образом, у любой идей есть тенденция рано или поздно переходить от одной формы к другой, более совершенной.

Конечной целью развития идей является Абсолютная идея, или Понятие (Der Begriff)

Достигнув Абсолютной идеи, мы познаем вещи «как они есть», то есть обретем Абсолютное знание. Это, говорит нам Гегель, и есть наша цель:
«она - там, где знанию нет необходимости выходить за пределы самого себя, где оно находит само себя и где понятие соответствует предмету, а предмет - понятию.»
(там же, ст. 55)

Соответствие предмета понятию Гегель тесно сочетает с темой свободы: в тот момент, когда понятие достигает своего Абсолюта, и сливается с предметом, мы осознаем истину, и истина дает нам понимание пути, которому необходимо следовать в жизни.
В этом смысле небезынтересно вспомнить цитату из Нового Завета от Иоанна (8:32):

«и познаете истину, и истина сделает вас свободными»

Путь сознания.

Феноменология, как ее понимает сам Гегель, это «изучение феномена», или систематическое исследование всего даваемого нам опытом, с целью понимания его необходимой структуры.

В одном месте Гегель описывает это как «наука об опыте знания» (там же, ст.59), под опытом имея в виду различные способы существования в мире и отношения к ним.

Таким образом, по словам Дж. Ловенберга, тему Феноменологии можно обозначить как

«различные повторяющиеся взгляды на жизнь - чувственные и интеллектуальные, эмоциональные и рефлексивные, практические и теоретические, мистические и обывательские, скептические и догматические, эмпирические и спекулятивные, консервативные и радикальные, эгоистические и коллективистские, религиозные и атеистические»
(J. Loewenberg, ed., Introduction to Hegel: Selections. New York: Scribner, 1939. p. xviii.)

Каждый такой взгляд заявляет себя как наиболее разумный и способный со своей точки зрения дать полное описание как всей окружающей нас реальности, так и нашего личного опыта жизни в ней.

Отправившись в свое диалектическое путешествие, Гегель и его читатели один за другим рассматривают каждый из этих взглядов на мир, вместе с автором обнаруживая имеющиеся в нем проблемы и противоречия, вынуждающие в конечном итоге этот взгляд отвергнуть и перейти к следующему, более совершенному.

Чье это сознание, чей ум, о ком идет речь?

На этот вопрос можно дать три разных, равных по своей значимости ответа:

1. Переход от одной позиции (идеи) к другой является прогрессией происходящей в уме философа (Гегеля и нас, читателей.)
2. Такой же путь от немого вхождения в мир до полного, рефлективного осознания происходящего проходит каждый из нас от рождения до своего полного интеллектуального развития.
3. Интеллектуальное развитие каждого человека повторяет, в ускоренном порядке, путь, пройденный всем человечеством за свою историю (пар.28)

Таким именно образом первая часть «Феноменологии» проводит нас через три основных этапа:

А. Сознание
B. Самосознание.
C. Абсолютный субъект.

Каждый из них, в свою очередь, имеет несколько переходов.

А. Сознание.

1. Чувственная достоверность

Самый простой и, казалось бы, здравый подход к познанию: познание - это непосредственное восприятие при посредстве органов чувств предметов, находящихся перед нами, без какого-либо вмешательства со стороны рассудка.
Что представляет из себя содержание нашего опыта, очищенное от категорий и понятий, привносимым рассудком? Видим ли мы перед собой предметы?

Единственное, что можно сказать о подобном опыте - перед нами «нечто». Но «нечто» может быть что угодно! Каким образом мы выделяем и определяем для себя отдельные вещи, такие как «стул», «стол», «кровать»? Для этого необходимо применение категорий и понятий, связывающих ощущения в единое целое (см. вторую лекцию по Критике чистого разума Канта).

Очень скоро оказывается, что чувственная достоверность - самая пустая и абстрактная форма познания. Эта ступень отвергается, хотя и не целиком: Гегель называет такое отбрасывание “aufheben” - «снятием». «Снятие» подразумевает, что хотя сама идея отвергнута, часть ее сохраняется на следующей ступени развития.

2. Восприятие: универсализация

Наш анализ показал, что сознание не может пассивно воспринимать объекты: оно должно принимать в этом участие, подводя объекты под универсальные (общие) понятия. Таким образом мы переходим на следующую ступень - восприятие. Восприятие рассматривает предметы как обладающие некими общими качествами.

Однако несмотря на то, что эта ступень, безусловно, более высокая, она по-прежнему не является удовлетворительной. Проблема заключается в том, что наш опыт предполагает некое единство объекта, сохраняющееся во времени, а это единство теряется, когда мы думаем о предметах нашего опыта как о связках различных качеств.
Так, например, мы видим перед собой конкретный мяч, а не «синее, круглое, резиновое», что может являться чем угодно.
Другими словами, мы видим предметы как определенные субстанции (см. первую лекцию по Аристотелю).

3. Рассудок: феномен

На третьем этапе познания, рассудочном, мы воспринимаем объекты исходя из теории неких сил, подчиняющихся единым законам, которые и дают нам единый объект. Так, согласно физике мы считаем, что объект состоит из отдельных атомов, которые в свою очередь состоят из элементарных частиц, связанных меж собой определенной силой.

Сюда же относятся и законы тяготения, и иные силы, известные нам из физики Ньютона.

В. Самосознание

Однако наше сознание в конечном итоге достигает нового уровня, на котором оно осознает свое собственное участие в процессе, и понимает тот факт, что законы физики не существуют сами по себе, а привнесены в наше понимание окружающего мира в результате работы самого рассудка (см. вторую лекцию по Критике чистого разума Канта)
Теперь ему становится ясно, что те понятия, которые оно обнаруживает в процессе познания, такие как «тяжесть» или «сила», не являются частью независимой от рассудка реальности. Они - часть той схемы, которая необходима сознанию для облечения нашего опытного восприятия.
На этом же уровне происходит еще более важный скачек - мы обнаруживаем, что помимо НАС в окружающем мире имеются также ДРУГИЕ!

Продолжение следует.

Мои видео лекции по Гегелю на Ютюбе:

6. ГЕГЕЛЬ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА, ДИАЛЕКТИКА, ЧАСТЬ 1

7. ГЕГЕЛЬ: ДИАЛЕКТИКА СВОБОДЫ

Гегель, философия, лекции по философии

Previous post Next post
Up