Как пилили Россию?

Feb 04, 2013 08:02

"-- Ну-с, попилим еще! - бодро сказал рыжеволосый Шура.

-- Конечно, надо пилить, - заметил Паниковский, стараясь оттянуть страшный час расплаты."

© Золотой теленок, Ильф и Петров

Многие наивно считают, что основной распил России произошел в результате приватизации и залоговых аукционов. Увы, но это не так. Приватизация, как раз, частично приостановила распил, превратив государственное - т.е. ничье - в частную собственность, которую пилить уже как-то не хотелось. Окончательно же распил прекратился после кризиса августа 1998 года. А вот до этого попилили на славу!

В советском государстве действовала особая финансовая система из двух «контуров». В производстве общались безналичные (в известном смысле «фиктивные») деньги, количество которых определялось межотраслевым балансом и которые погашались взаимозачетами. По сути, в СССР отсутствовал финансовый капитал и ссудный процент (деньги не продавались). На рынке потребительских товаров обращались нормальные деньги, получаемые населением в виде зарплаты, пенсий и т.д. Их количество строго регулировалось в соответствии с массой наличных товаров и услуг. Это позволяло поддерживать низкие цены и не допускать инфляции. Такая система могла действовать при жестком запрете на смешение двух контуров (перевода безналичных денег в наличные)(Кара-Мурза).

Второй особенностью была принципиальная неконвертируемость рубля. Масштаб цен в СССР был совсем иным, нежели на мировом рынке, и рубль мог циркулировать лишь внутри страны. Поэтому контур наличных денег был строго закрыт по отношению к внешнему рынку государственной монополией внешней торговли. Либерализация финансовой системы и рынка в СССР могла быть проведена лишь после приведения масштаба цен и зарплаты в соответствие с мировыми (Там же).

В 1988-89 гг. оба контура финансовой системы СССР были раскрыты. Прежде всего, была отменена монополия внешней торговли. С 1 января 1987 г. право непосредственно проводить экспортно-импортные операции было дано 20 министерствам и 70 крупным предприятиям (Кара-Мурза). К 1988 году уже 200 корпораций имели лицензию для проведения внешней торговли, а в 1990 году - 20 000. Как вы понимаете, лицензии эти были "золотыми", поскольку давали права продавать за рубеж то, что на внутреннем рынке стоило рубли, и получать за это валюту.

В 1992 году госцены на продаваемые за рубеж материалы составляли не более 1/10 их мировой цены, при этом более 70% экспорта из России вывозились согласно квотам (Aven 1994, p. 84).

Второй контур раскрыл вышедший в июне 1987 года Закон о госпредприятиях. Согласно этому закону, руководители предприятий более не обязаны были придерживаться плана, и могли сами решать вопросы стоимости продукции и размеры оплаты труда.

Фактически, через этот закон был вскрыт контур безналичных денег - было разрешено их превращение в наличные. Это был первый шаг к приватизации банковской системы СССР. В большой мере эта работа была поручена комсомольским деятелям. Созданные тогда "центры научно-технического творчества молодежи" (ЦНТТМ), курируемые ЦК ВЛКСМ, получили эксклюзивное право на обналичивание безналичных денег (ЦНТТМ называли "локомотивами инфляции") (Кара-Мурза).

Вот выдержка из текста закона:

"Ст. 2.1: ...предприятие самостоятельно
разрабатывает и утверждает свои планы, заключает договоры.

Ст. 2.2: Предприятие из выручки,
полученной от реализации продукции (работ, услуг), возмещает свои
материальные затраты. ... Часть прибыли
(дохода) должна использоваться предприятием для выполнения
обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом. Другая
часть поступает в его полное распоряжение и вместе со средствами
на оплату труда образует хозрасчетный доход коллектива, являющийся
источником жизнедеятельности предприятия."

К чему это привело - нам известно. Предприятия сократили производство и подняли цены, а вскоре увеличили зарплаты, которые раньше контролировались государством. Контроль над ростом зарплат при социализме позволял избежать избытка спроса, который не чем было удовлетворить, и сдержать рост цен на товары, которых не хватало. Теперь и то и другое было отпущено. Государство обязано было обеспечить зарплаты рабочим, а для этого печатало новые деньги.

Вот выдержки из большой записки отделов ЦК КПСС, которая обсуждалась на Политбюро ЦК КПСС 29 октября 1988 г.:

"Недовольство пенсионеров и трудящихся с низкими и средними доходами вызывает то обстоятельство, что выпуск новых товаров с более высокими розничными ценами сопровождается снятием с производства и "вымыванием" из ассортимента недорогих добротных товаров, пользующихся спросом, что лишает их выбора и вынуждает покупать более дорогие товары...

* Выпуск товаров по более высоким ценам, обеспечивая прирост объема производства в стоимостном выражении, зачастую сопровождается сокращением выпуска товаров в натуральном выражении... На ряде предприятий сокращение объемов производства в натуре достигает 20-25% и более.

* По данным Госкомстата СССР, рентабельность товаров, реализуемых по договорным ценам, в 3 раза выше средней сложившейся и превышает 60% к себестоимости. По шелковым тканям она достигает 81%, бельевому трикотажу - 97% и чулочно-носочным изделиям - 104% (выделение мое - ja_va) (приведено Кара-Мурзой)

T.e. через предприятия перекачивалась огромная прибыль. Куда она шла? В карманы номенклатуры. Возникла веселая ситуация, когда руководители предприятий, не бывших еще частными и принадлежавших государству, не отвечали более перед этим государством. Им стало выгодно "пилить", "доить" и растаскивать свои родные предприятия, готовя себе заначку на черный день, который был уже не за горами.

Дальше - веселее, в мае 1988 вышел закон «О кооперации в СССР». В результате этого закона появились на свет кооперативы, ставшие присосками при предприятиях, которые помогали номенклатуре эти предприятия растаскивать. Делалось это просто - госпредприятие продавало товар кооперативу (обычно - принадлежащему родным и друзьям руководства предприятий) по низкой цене, а те этот товар перепродавали народу по огромной цене, и клали разницу в карман. Схема - лучше не придумаешь.

Но и это не все. Куда прекрасней была идея с "коммерческими банками". В марте 1989 г. специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк и др.) были переведены на хозрасчет, а с 1990 г. стали преобразовываться в коммерческие. Причем здания, персонал, оборудование, а часто и руководитель банка оставались прежними. То есть право заниматься сверхприбыльной в то время банковской деятельностью стало привилегией номенклатуры (Кара-Мурза). К моменту распада Союза таких банков уже насчитывалось 1360 штук. Коммерческие банки получали кредиты у государства под ничтожно-смехотворный процент. Это во времена, когда уже шла многократная инфляция! Далее ничего делать не надо было - через год верни кредит государству,- к тому времени эта сумма обесценится в разы. А разница? В карман.
Уже в 1992 году ЦБ РФ выдал "субсидированных" кредитов на сумму, равную 36,1% ВВП (Granville 1995b, p. 67). Давали их под 10%-25% годовых, а инфляция в этот год составила 2500%

Основные капиталы создавались именно так. Создавались, в первую очередь, теми, кто имел доступ к кормушке - номенклатурой, ее родными и близкими. Кстати, и в 1991 году именно номенклатура отказалась поддержать путч - останавливать распил было уже не выгодно! С другой стороны, именно номенклатура была противницей резких реформ и "шоковой терапии" - выгодно было продлить агонию, оставить в силе положение вещей, при котором государство под видом заботы о людях и производстве раздавало льготы и лицензии, позволявшие страну разворовывать. После приватизации воровать стало уже не так интересно - у себя не украдешь... Правда, были еще лазейки - например, через налоговое законодательство.

Окончательно распил прекратил кризис 1998 года, показавший государству, что если оно продолжит позволять себя разворовывать, то скоро просто исчезнет с лица земли. Возникли новые структуры, заинтересованные в прекращении распила, и переходе в некое устойчивое состояние.

*******

Источники:

Aven, Petr O. (1994) “Problems in Foreign Trade Regulation in the Russian Economy,”

Aslund, Anders (2012). "How Capitalism Was Built"

European Bank for Reconstruction and Development (EBRD) (1997) Transition Report 1997. London: EBRD.

Granville, Brigitte (1995b) “So Farewell Then Rouble Zone,”

Johnson, Juliet (2000) "A Fistful of Rubles: The Rise and Fall of the Russian Banking System".

С.Г.Кара-Мурза "Советская цивилизация" http://www.situation-rus.narod.ru/books/sc_b/sc_b_content.htm

история, экономика, политика

Previous post Next post
Up