По поводу тезиса Гройса о русском авангарде

Mar 03, 2012 00:00


Просмотрела книгу Christina Kiaer по продуктивизму "Imagine no possessions" (2005). Такой фундаментальный труд, в общем-то, неплохой. По-моему, она ученица чья-то (Yve-Alain Bois?). На стр. 27 она пишет:

"Критик и философ по эстетике Борис Гройс лихо предположил, что радикальные амбиции русского авангарда переделать искусство и жизнь, уходящие ( Read more... )

art critics, russian avant-garde

Leave a comment

Comments 8

pavel_otdelnov March 3 2012, 08:11:17 UTC
Очень интересно, как Кристина мотивирует это " не находит подтверждения". Мысль Гройса ( "Стиль Сталин"), действительно, очень лихая. И он не утруждает себя основательным анализом переломного искусства 20-30х. Неужели никто из отечественных теоретиков не откликнулся на этот гройсовский текст?

Reply

j_volfson March 3 2012, 19:14:12 UTC
в среде отечественных теоретиков, как и западных, судя по-всему, дискурс по искусству русского авангарда - еще только формируется. тем более примечательно, что "стиль сталин" уже сделал все выводы! реагируя на всеобщую потребность в формировании дискурса, но, не имея возможности (или желания?) рассуждать исходя документальных свидетельств, гройс использует то, что есть в его арсенале - чистую риторику, а факты подключает ad hoc. проблема со "стилем гройс" в том, что он исключительно уязвим для любого, кто работает с архивом и первоисточниками. именно это и происходит в случае с киар.

Reply

sinenkij March 3 2012, 19:38:09 UTC
"Стиль Сталин" - это чистейшей воды мифотворчество, ни в коем случае сей манускрипт не стоит относить к более менее серьезным исследованиям Русского авангарда. Это фантасмагорическая версия Гройса, который пользуется утопическими амбициями того же Малевича и некоторыми попытками художников этого круга сотрудничать с властью, и которые, на самом деле, закончились полным фиаско и настоящей трагедией, для первых разумеется. Причем это по факту надо констатировать.

Reply

pavel_otdelnov March 3 2012, 19:55:33 UTC
Манускрипт - это, все-таки, рукопись.
А по сути, Гройс, во многом прав. Дело в том, что идея преобразования человека посредством искусства или, по другой версии, вспомогательная, но важная роль искусства при создании нового коммунистического человека вполне сохранилась в сталинское время. Можно даже сказать, что советская власть, в отличие от авангардистов, прекрасно понимала, что такую задачу средствами авангардного искусства не выполнишь - реализм сподручнее.

Reply


mallissaxoq March 30 2012, 11:30:38 UTC

Leave a comment

Up