По поводу тезиса Гройса о русском авангарде

Mar 03, 2012 00:00


Просмотрела книгу Christina Kiaer по продуктивизму "Imagine no possessions" (2005). Такой фундаментальный труд, в общем-то, неплохой. По-моему, она ученица чья-то (Yve-Alain Bois?). На стр. 27 она пишет:

"Критик и философ по эстетике Борис Гройс лихо предположил, что радикальные амбиции русского авангарда переделать искусство и жизнь, уходящие корнями в .. период Военного коммунизма, в действительности были реализованы - скорее, нежели побеждены, как обычно предполагается - в развитии Сталинского социалистического реализма 1930х. Гройс считает, что русский авангард мотивировался недемократическим стремлением к власти, а не чистыми социалистическими идеалами; что он ставил задачей разрушить прошлое и воссоздать мир по своему технологическому
образу; что он конъюнктурно сотрудничал с советской властью для того, чтобы воплотить этот "единых художественный план", чтобы подчинить население своей "тотальной и безграничной" эстетической системе; и что во всем этом  он готовил путь к богатому событиями триумфу тотального искусства Сталинизма: "При Сталине мечта авангарда был в действительности воплощена и жизнь общества была организована согласно монолитым художественным формам, хотя, конечно, не тем, которым сам авангард отдавал предпочтение." Несмотря на его широкое влияние, провокативное повествование Гройса по поводу авангардного тоталитаризма не находит подверждение историческими фактами, касающимися того, что в действительности говорили и делали художники и теоретики на протяжении 1920-х... Примеры Конструктивистской теории и объектов, представленные в этой книге, являют собой еще одно свидетельство против тезиса Гройса".

Ну вот все и разрешилось уже оказывается давно. :) А мы тут спорили, спорили...

art critics, russian avant-garde

Previous post Next post
Up