Dec 28, 2016 14:07
В одной дискуссии речь шла о постоплатной системе расчетов. Потребляешь сейчас - закрываешь долг потом. Высказывалась мысль, что для человека, по-настоящему патриотичного, эта система психологически комфортна, потому что патриотичный человек сознает, что он у родины в неоплатном долгу.
Мне кажется, что здесь смешивают два совсем разных чувства: чувство долга и чувство принадлежности.
Чувство принадлежности - это ощущение принадлежности к единому целому. Ощущение себя частью чего-то большего. Это приятное ощущение. Исчезают сомнения, исчезают страхи. Лист не сожалеет, отдавая дереву свои соки, а наоборот, радуется. Ведь он ощущает все дерево, как самого себя. Можно сказать, что чувство принадлежности - это пряник. Лист не боится погибнуть, ведь он остался в каждой молекуле дерева, и потому погибнуть не может. Вот если дерево погибнет - это да, это по-настоящему страшно для листа. Чувство принадлежности не имеет количественного измерения, оно двоично: или да, или нет. Количественное измерение имеет не само чувство принадлежности, а размер системы, к которой человек способен испытывать это чувство: семья, круг близких друзей, город, народ, человечество, вся вселенная. В результате человек ощущает эту систему как своё тело. Если вы порезали палец, то ведь вы лечите его не из чувства долга перед пальцем, а просто потому, что это часть вашего тела. Даже вопросов не возникает таких, лечить палец или нет. Также и человек идёт воевать за свою страну, просто потому, что это ЕГО страна. Он не думает что-то типа "Ну вот, не было печали...Нафиг мне не нужна ни эта война, ни эта страна, но она меня учила и лечила, так что надо долг отдать. А после этого пусть уже отвяжутся от меня и не лезут, я долг отдал". В отношениях принадлежности человек и система взаимодействуют по принципу "меняю всё своё на всё твоё".
А вот чувство долга - это чувство неприятное. Его каждый испытывал, кто одалживал какие-то суммы у знакомых, или платил кредит. Чувство долга - это кнут. Человек испытывает облегчение, освободившись от долга и от сопутствующего неприятного чувства. Долг, в отличие от принадлежности, имеет четкое направление и количественное измерение. Долг - понятие векторное. Долг существует не вообще, а только перед кем-то и в определенном размере. То же самое касается и долга перед страной. Страна растит человека, учит его, лечит, защищает, в общем, тратит ресурсы, рассчитывая в будущем получить от него определённую отдачу. И количество ресурсов, и ожидаемая отдача - конкретные исчислимые величины. Минимальная ее граница: отработать обществу потраченные на человека ресурсы. Максимальная граница: создать такое количество ресурсов, которое позволит обществу не ухудшить своё состояние, если человек исчезнет. Сделать так, чтобы отряд не заметил потери бойца. Например, общество строит свои планы, рассчитывая, что каждая пара взрослых людей оставит вместо себя минимум троих детей, обученных не менее качественно, чем их родители. Тогда семейная пара, выполнившая этот минимум, может считать себя свободной от долга перед обществом в сфере демографии. Аналогично в других сферах. В долговых отношениях важен баланс и эквивалентность. Человек и система взаимодействуют по принципу "меняю эквивалентное количество своего на эквивалентное количество твоего".
Чувство принадлежности и чувство долга существуют независимо друг от друга. Чувство принадлежности при этом не является ни необходимым, ни достаточным условием для того, чтобы вовремя отрабатывать объективный денежный долг перед системой. Скорее наоборот.
Человек может полностью ощущать себя частью своего народа, испытывать радость, когда народу хорошо, и боль, когда народу плохо. Но при этом иметь большую объективную задолженность перед обществом. Чувство принадлежности тому не помеха, потому что это чувство срабатывает, когда в очевидной опасности находится вся система. А связь между своей личной задолженностью и непосредственно наблюдаемым фактом "системе плохо" совершенно неочевидна, особенно если прямо сейчас системе совсем даже не плохо, а только _возможно_ будет плохо в будущем. Похоже на ситуацию, когда человек имеет объективный долг перед любящими родителями. Он не будет слишком беспокоиться о сроках отдачи, и не опасается, что к родители к нему станут хуже относиться в случае задержки долга. И возможен ещё такой неприятный эффект: когда человеку таки заблокировали карточку за объективный долг, у него возникнет чувство, что его предали любящие родители. Поэтому и не надо объективный долг привязывать к патриотическим чувствам. Напротив, их надо максимально разводить по разным нишам и нигде не пересекать. И без того имеется много людей с "этическим" складом ума, которые смешивают воедино объективный долговременный вред или пользу системе со своими собственными эмоциями от наблюдения страданий или счастья отдельного элемента системы "здесь и сейчас". Из этого делаются выводы типа "советская власть была бесчеловечна, потому что меня в моем детсаду мальчик Саша ударил". Не надо им своими руками создавать такую роскошную поляну для корма.
И поэтому объективный долг должен иметь конкретных кредиторов. Ты должен 300р не стране в целом, а 100р Иванову и 200р Петрову. Если у тебя в магазине заблокировали карточку за накопившийся долг, то это сделала не страна, а платёжная система по поручению Иванова и Петрова. Свяжись с ними, разрули вопрос с долгом. Если они согласны простить его или отсрочить, то так тому и быть - они дадут команду платёжной системе разблокировать карточку. В идеале человек должен быть лично знаком с Ивановым и Петровым, или хотя бы иметь общих знакомых. Чтобы своими глазами наблюдать взаимосвязь "я не отдал N рублей Иванову, и он теперь не может с детьми поехать на море из-за меня". Поэтому систему таких расчетов надо разбивать на уровни и стремиться, чтобы максимум долгов погашалось именно на самом нижнем уровне. И конечно, платёжная система должна прозрачно показывать, сколько и кому конкретно каждый человек должен сейчас.