День седьмого ноября - «красный праздник упыря»

Dec 12, 2008 00:09

В прошлый раз, рассказывая о советских политических карикатурах, я остановилась на том, что капиталистическая пропаганда платила советской той же монетой. Только вместо пузатого владельца заводов, газет, пароходов в черном фраке и цилиндре она пугала простаков-буржуа хозяином тайги, который по мере необходимости перевоплощался в различных чудовищ красного цвета, со своей стороны пытающихся поглотить и разрушить весь мир, верные идее перманентной революции. Но сначала красные чудовища разрушают собственную страну.


Образы врага, как водится, зооморфичны. Красные шакалы, упыри и гидры на плакатах терзают на куски матушку-Россию, как в стихотворении Сергея Бехтеева «Набат» (1920):
А звон зовет, а звон гудит,
Скликая к падали зверей.
И мозг ударами долбит
И вновь скликает и манит
На красный праздник упырей.

Сергей Бехтеев, белый офицер, дворянин, сын предводителя Елецкого дворянства. Закончил Царскосельский лицей, поступил в кавалергардский полк, был дважды ранен в первой мировой, после революции служил в добровольческой армии, она же - белая гвардия. С юности писал и публиковал верноподданнические стихи, за них был удостоен даже визита императрицы, когда в очередной раз лежал в военном госпитале. Стихами из его книги «Песни русской скорби и слез» (Мюнхен, 1923), я буду дополнять пост, они идеально подходят к антисоветским плакатам, очень уж колортные у Бехтеева образы. Я бы из его цитат подписи к плакатам делала, если бы пришлось служить в каком-нибудь буржуинском отделе антисоветской пропаганды.

В первые годы советской власти главным карикатурным врагом был революционный вождь Троцкий, возглавлявший красную армию. На этом плакате он представлен в образе красного гориллообразного чудовища, судя по всему, людоеда, уничтожившего весь русский народ и заваливший страну костями.



Спасти красавицу-Россию от ужасного чудовища может, разве что, былинный богатырь на белом коне. На белогвардейском плакате новоявленный Георгий разит красного революционного змея,  окружившего смертоносным кольцом русские святыни.



Разумеется, ничего нового антисоветские пропагандисты не изобрели. Веками эксплуатируется одна и та же символика. Например, осьминогов, захвативших весь мир я видела на восьми плакатах, и каждый раз это был новый осьминог (николаевский российский, красный сталинский, еврейский, английский и пр.)
Советская пара к этому плакату - отважный богатырь на белом коне Троцкий уничтожает змея контрреволюции, мечтающего уничтожить советскую Россию. Для удобства идентификации змей надел знаменитый буржуйский цилиндр.



Троцкий был и главным героем нарождающегося советского эпоса, и пионером культа личности. Один из показательных документов эпохи - устав красной армии 1922 года. Параграф 41 этого устава содержит политическую биографию Троцкого (редкостная для воинского устава вещь) и заканчивается словами: «Тов. Троцкий - вождь и организатор Красной Армии. Стоя во главе Красной Армии, тов. Троцкий ведет ее к победе над всеми врагами Советской республики». Патетические восхваления Троцкого начала 1920-х годов я цитировать не буду. Берете любой материал 40-х о Сталине, меняете фамилию - и вперед. Часто их восхваляли одни и те же люди (высший пилотаж, Михалковы отдыхают).
Но я отвлеклась от темы. Итак, каким предстает восставший народ, он же - бунтующая чернь, в стихотворении Бехтеева «Конь красный» (1917)? Это вам не «Конь-огонь» Маяковского, а еще одно безумное, одержимое дьяволом чудовище красного цвета:
Как зверь из клетки вековой,
Народ наш выпущен на волю
И, словно дикий конь по полю,
Летит, подхлестнутый молвой.

Неукротим безумный бег
Коня строптивого, лихого:
На нем нет всадника былого,
С ним разделявшего ночлег……
(Все стихи я даю в сильном сокращении. Далее долго описывается, что бег его отнюдь не плавен и вовсе не похож на радостный птичий полет, это мы опустим и прейдем сразу концовке.)
Кто, страх понятный прочь гоня,
Безумца воли обуздает,
Кто, для спасенья, оседлает
Осатаневшего коня?

Понятно, кто должен оседлать коня, скинувшего всадника-императора. Обуздать взбесившийся народ может только белая армия. Доброволец в николаевском мундире - главный положительный герой антисоветской агитпродукции времен гражданской войны.
Вот, как поступил большевик с крестьянами - обманул их, завязал им глаза ложью коммунистической пропаганды и повел бы на верный голодомор, коллективизацию и раскулачивание, если бы не спас их доброволец из белой армии.



Но пока он их еще не спас, в стране творятся ужасы большевистской вольницы. Россией правят проклятая свобода, разруха и смерть с косой - жуткий триумвират.

Тяжелое время всеобщей разрухи,
Как туча, нависло в стране;
И образ ужасный кровавой старухи
Повсюду мерещится мне.

Костлявая тень, с сатанинской улыбкой,
По градам и весям ползет
И, нагло глумясь над народной ошибкой,
К свободе проклятой зовет…..

«Проснись, раскачайся, народ сиволапый,
Я черный вам дам передел:
Удвойте, утройте мужичьи нахрапы,
Делите господский надел»…...

Пылает кровавое зарево неба,
Пылают усадьбы подряд,
Пылают адоньи свезенного хлеба -
И красные галки летят…….

Гремят и несутся хулы и проклятья,
Чернь празднует вольную новь,
И в пьяном неистовстве режутся братья,
И льется крестьянская кровь!
(«Земля и воля», 1917).



Грозно удары гудят и гудят,
Колокол плачет и стонет;
Пьяный народ под зловещий набат
Совесть навеки хоронит.

Дергает веревье страшный звонарь
С злобой и яростью пьяной;
В зареве красном зловонная гарь
Носится в дымке туманной.

Громко скликает гудящая медь
- Чернь на кровавое вече:
Рвется на волю двуногий медведь,
Падая кубарем с печи…..

Челядь под крики и звон топоров
Празднует праздник свободы
С песнями пляшут у ярких костров
Диких людей хороводы.

Льется сивуха; ликует разврат;
Боги летят с пьедесталов;
Зычно скликает погромный набат
К падали красных шакалов….
(«Звонарь», 1917.)



Пока пламенные революционеры спорят, входить ли им в коалицию с временным правительством, причем Ленин и Троцкий - категорически против, их уже посчитали всех скопом (только о Сталине пока никто не слышал) и поставили к языческому алтарю, где новые правители приносят Россию в жертву поганому идолищу  Перуну Интернационалу. Кинжал над связанной жертвой заносит, конечно же, главный революционный разрушитель Троцкий.


Один из жрецов - настоящий Иуда - держит в руках мешок с тридцатью серебр миллионами, не иначе как выданными немецким правительством. На переднем плане - неприятные редкозубые революционные солдаты и матросы с провалившимися носами.

Если облик вождей революции более-менее терпим, то простые большевики часто изображаются толстомордыми и толстогубыми неопрятными пьяницами, разинувшими рты на господское добро, как на этом белогвардейском плакате.



Европейцы, конечно, готовы были помогать, лишь бы наводящий ужас монстр не переполз границы России. В детстве я видела такого революционера только один раз - в немой комедии «Приключения мистера Веста в стране большевиков». Наивный мистер Вест приехал в СССР с журналом, где были изображены подобные красавцы. Шайка мошенников, стянувшая у него журнал, внимательно изучила картинки к репортажу о жизни в СССР и инсценировала для впечатлительного иностранца аттракцион «В большевистском застенке». Главный комиссар изображался примерно таким, как на этом польском плакате:



К счастью, доблестная советская милиция спасла незадачливого мистера Веста и показала ему настоящую Москву, с ее широким проспектами, высокими зданиями и зажиточной жизнью простых советских людей.
То-то удивился мистер Вест, одураченный западной пропагандой. Он-то думал, что рабочий в Советском Союзе исхудал от голода, оборван и разут, и мебелей у него нет, приходится сидеть на миллионах обесцененных советских рублей.



Да и как же рабочему быть сытым и богатым, если рабочий вопрос в Совдепии решается просто - путем разрушения заводов и фабрик его кровожадными собратьями, вступившими на путь красного террора. Обратите внимание, у рабочего-разрушителя есть обувь, наверняка он отнял их у бывшего владельца фабрики.



Разносятся пьяные крики;
Гудит заунывный набат;
Идут обитатели хижин
Войной на владельцев палат.

Клокочет вражда вековая;
Беснуется пьяный народ;
Сбылись предсказания Кагала -
Нет Бога, Царя и господ!
(«Жидовин», 1921.)



Красноармеец в обмотках и шевиотовых ботинках Василисы с советского вербовочного плаката горячо обещает крестьянам скотину и землю, а их хижинам - мир, но только в том случае, если они пойдут в красную армию на войну с дворцами, и землю себе отвоюют. Верить большевистским плакатам ни в коем случае нельзя. Достаточно посмотреть на плакат добровольческой армии, чтобы понять - тем, кто пытается мирно отсидеться в своих хатах, красные комиссары устраивают продразверстку и революционный террор, оставляя за собой выжженную землю и пустые деревни.



Так что мужикам предстоит сделать нелегкий выбор. Поверить лозунгам большевиков о свободе и погрязнуть в разврате и мракобесии или пойти добровольцем в белую армию и отвоевать мир своим бедным хижинам, а заодно и дворцам.
Желанное, светлое слово - «свобода»!
Прекраснейший лозунг на вид,
В устах исступленного зверя-народа
Преступной насмешкой звучит.

Свобода - темница! Свобода - оковы!
Свобода - законный грабеж!
Свобода - венец, как и прежде терновый!
Какая ужасная ложь!
(«Свобода».)



Отдельный загадочный вопрос - национальность красных комиссаров. Коммунисты на антисоветских плакатах и карикатурах, в основном, - не русские люди. На этом плакате большевики - латыши и китайцы.



Вот польский плакат 1920 года. Здесь большевик-насильник - лицо кавказской национальности. (Художник предвидел будущее воцарение Сталина?) Хотя есть мнение, что национальность этого большевика - семитская. Не буду спорить, предлагаю вам самим  решить этот вопрос. 



Ну, а Сталина, естественно, изобразят диким осетинским горцем в черкеске, как на французской послевоенной  карикатуре. В свободное время, по мнению ее автора, Сталин танцует кровавую лезгинку, попутно заливая кровью все соседние государства, до которых только долетают кинжалы, растущие у него даже вместо зубов (еще одна тема - анатомия большевика. Помните плакат со Сталиным-осьминогом?).



Бехтеев описывает героя-красноармейца в образе кровожадного еврея, дьявола и вампира, сидящего на шее у народа (двуногого осла), поначалу злодей прикрывается маской шута:
По русскому вольному краю,
Верхом на двуногом осле,
Народный герой разъезжает
С проклятым клеймом на челе.

На нем пулеметные ленты,
Жидовский простой лапсердак,
Винтовка, ручные гранаты
И красный дурацкий колпак.

И всюду сбирает он вече,
Сгоняя на площадь людей:
Зовет к грабежам и насилью
Во имя свободных идей.

Он злобу в толпе распаляет,
Он алчность плодит в торгаше
И будит свирепого зверя
В юродивой, темной душе…



Красноармеец на эстонском плакате времен второй мировой войны выписан четко в духе традиции - разбойничья харя, гнилые зубы, обмотки и окровавленный нож, которым он тянется к карте Прибалтики (какой вождь, такие и солдаты). Но вернемся к стиху «Жидовин», который я прервала на самом интересном месте…

С торгов продается Россия;
Проклятьями дышат уста;
И вновь распинают евреи
На новой Голгофе Христа.

Хохочет злодей-самозванец,
Гарцуя на сером осле:
Теперь он хозяин всесильный
В святом златоглавом Кремле.

Колпак он бросает дурацкий,
Сломив векового врага,
И кажет бесовские знаки -
Залитые кровью рога.

И нагло кричит, издеваясь:
"Примите ж мою благодать;
Скорей батожьем добивайте
В крови распростертую Мать!

Ко мне, мои верные слуги,
Великая, вольная новь!
Из кубка железного пейте
Священную русскую кровь.

Пирует жидовское племя,
Глумясь над святыней Креста,
Глумясь над распятой Россией,
Россией Царя и Христа!..

Тема красного дьявола и одураченных и загубленных им людей проходит красной нитью через всю антикоммунистическую пропаганду. Здесь уже карикатуры позднесталинского времени. Еще на одном эстонском плакате Сталин с диавольскими рожками и острыми эльфийскими ушами подсчитывает, сколько душ ему удалось погубить.



Убиенных жертв он кидает полными лопатами в адское пламя. Туда же маршируют полки его солдат.



Некоторые западные СМИ не были так жестоки к коммунистам, как итальянец, нарисовавший эту карикатуру. Остряки из «Chicago Daily Tribune» даже давали большевикам право после смерти попадать в рай, правда, весьма специфичный - «рай диктатора», наполненный солдатами азиатской национальности, танками и прочей бронетехникой. Такая большевистская Вальхалла:



А какой же еще у них может быть рай, если и живут они за колючей проволокой, где из развлечений только балалайка? Но не одну калинку-малинку играют они на ней...


На финской карикатуре 1942 года изображен Молотов - хитрый кот, который под свою балалайку нагло врет русским солдатам, что скоро у них будут дачи под Хельсинки. В ответ на его измышления в Финляндии написана песня «Нет, Молотов!» Приведу пару куплетов из нее (подстрочник) :
Финляндия, Финляндия,
линия Маннергейма - серьезное препятствие,
и когда из Карелии начался страшный артиллерийский огонь
он заставил замолчать многих иванов.
Нет, Молотов! Нет, Молотов!
Ты врешь даже больше, чем Бобриков!

Иди за Урал, иди за Урал,
там много места для молотовской дачи.
Туда отправим и Сталиных и их приспешников,
политруков, комиссаров и петрозаводских мошенников.
Нет, Молотов! Нет, Молотов!
Ты врешь даже больше, чем Бобриков!

Кстати, на дореволюционных политических карикатурах Россию обычно изображали в образе медведя, а после революции медведи выродились в уже показанных выше чудовищ или в зверей, менее приятных для глаз людских и нюха. Например, как на американской карикатуре «Эволюция одного медведя» (1939). Если советский вождь не в образе диавольском, то это - топчущий людей грязный жирный боров.


Он идет, великий Хам,
многорукий, многоногий,
Многоглазый, но без-богий
Беззаконный, чуждый нам.
Слышим, слышим - это он
С грубой наглостью смеется;
Это он галдит, плюется
И смердит со всех сторон…
(«Великий хам».)

Остается только надеяться, что однажды все жертвы большевизма (в 1930-40-х=сталинизма) восстанут из могил, и даже уничтоженный Сталиным Троцкий пожалеет своего обидчика, он-то сидел над кучей черепов, и никто из них не выступал. А злодею Сталину армия мертвецов отомстит беспощадно. Каждому веку - свои фэнтези и хоррор:



И Сталин, предчувствуя это, конечно же, не спит по ночам, проверяя, не завелись ли под его кроватью крокодилы, шпионы или мертвяки. (Западные сатирики, как и советские, прекрасно знали, чем заняты вожди враждебных государств, когда их никто не видит!) На Сталине - модная в 1930-х американская пижама, расцветка - «а-ля арестант», на рукаве - брендирование («Stalin»):


Со своей стороны хотелось бы выразить надежу, что уже в марте 1953 года Сталин-таки встретился с поджидавшей его армией и получил по заслугам.

Среди читателей этого журнала есть юзеры вроде моего вечного оппонента Гилмора, которые считают меня завзятым антикоммунистом. Есть «проницательный» Короб_ков, который как-то написал, что я - коммунист в овечьей шкуре антисоветчика, и просил френдов не спугнуть меня своими комментами, чтобы я и дальше продолжала радовать их интересными постами, отчего я несказанно умилилась.
После этого поста даже боюсь предположить, кем меня вообразят те, кто не понимает иронии и сарказма. Поэтому решила написать небольшое пояснение, раз и навсегда: я - ни на чьей стороне, господа-товарищи. Часть моих предков смогла уехать из деревень, получить образование и встать на ноги благодаря революции, другая часть лишилась всего и еле выжила. Лично я считаю любую пропагандистскую продукцию хорошей прививкой от чрезмерного увлечения какими-либо идеями, и всегда с удовольствием разглядываю образцы, в том числе для профессионального совершенствования. А приведенные здесь плакаты привлекли меня прежде всего, своей незатасканостью. Если советской пропагандой мы в детстве насытились в полной мере, то антисоветская - в какой-то степени терра инкогнита, и здесь я сделала маленький шаг на эту землю. Если в посте есть ошибки, поправьте их, пожалуйста. Если вы узнаете картинки, когда-либо взятые из ваших журналов, я охотно поставлю ссылки (не помню, где я находила эти плакаты).

Довольно ли вам этого? ;) Продолжать или сменим  тему? Вернемся опять к советской пропаганде?

P.S.  Интересный пост:   http://therese-phil.livejournal.com/18952.html. Две карикатуры   противоборствующих сторон времен гражданской войны  с одинаковым сюжетом, где   явно обыгрывается  какой-то общий источник. Но какой? На этот вопрос пока никто не ответил. Может быть, вы знаете?

Еще пост в тему. Образ Сталина в нацистском агитплакате: http://labas.livejournal.com/800389.html.
 

Советская пропаганда

Previous post Next post
Up