ВОСПИТАНИЕ СОВЕТСКОГО ПАТРИОТИЗМА

Nov 28, 2007 11:08

 Как и все прочее в Советском Союзе, советский патриотизм был уникальной категорией, с которой не мог сравниться никакой иной патриотизм в мире. В пособиях для школьных педагогов сталинского времени говорилось: «Советский патриотизм есть сознательная любовь светских людей к своей социалистической родине, понимание ее всемирно-исторической роли в борьбе за коммунизм, действенное стремление активно содействовать ее процветанию». (Начальная школа. Настольная книга учителя. 1950.) «Патриотизм народов СССР превосходит по силе и яркости патриотизм народов всех времен», потому что своей основой он имеет «глубокую преданность и верность народа своей Советской Родине» и «основан на понимании преимущества социалистического строя перед строем капиталистическим». Как говорил Сталин на XVIII съезде партии, «последний советский гражданин, свободный от цепей капитала, стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства».
Любовь к родине была неотделима от любви к партии и ее вождям и, по сути, персонифицирована: «патриотические чувства советских людей неразрывно слиты с их горячей любовью к великой партии Ленина-Сталина - вдохновителю и организатору славных побед социалистического общества».



Чтобы этот патриотизм взрослых людей, действительно, слился с любовью к вождям партии, с ними надо было провести большую воспитательную работу еще тогда, когда они были детьми. Поэтому воспитание патриотизма являлось «важнейшей задачей воспитательной работы» школы и пионерской организации.
Какими методами воспитывалась в детях эта любовь? Во-первых, через призму воспитания советского патриотизма строилась вся работа с детьми в школе. Советский патриотизм был объявлен действенным, то есть патриотизм всех советских людей должен был выражаться в активном действии. Для школьников это были отличные успехи в учении, сознательная дисциплина и активное участие в различных видах общественно-практической работы: «вся система воспитательной работы учителя должна быть направлена на формирование стремления к патриотической деятельности».  Как мы уже писали, школьная программа была составлена так, чтобы на каждом уроке учащихся знакомили с преимуществами советского строя перед капиталистическим, прививали детям национальную гордость. Особенно - на уроках истории, конституции СССР, литературы и географии. Детям рассказывали про подвиги революционеров в борьбе против царизма, советского народа в гражданской войне, в выполнении сталинских пятилеток; приводили примеры высокого морального облика советских людей, превосходства социалистической культуры и науки; показывали «руководящую и организующую» роль партии большевиков. На уроках же физики, химии, естествознания, математики школьников знакомили с великими деятелями русской и советской науки, обогатившими и мировую науку.



Во-вторых, все кружки, вся культурно-массовая работа вне школы были направлены на то, чтобы сделать жизнь советских детей не только интересной, но идеологически насыщенной, чтобы они ощущали свое детство счастливым, и знали, кому они должны быть за это благодарны: «юное поколение страны социализма знает, что всей прелестью и радостью своей жизни оно обязано коммунистической партии, товарищу Сталину». (Михайлов Н. А., Пионерская организация им. В.И. Ленина, 1952.) Таким образом, как говорилось в методической литературе для педагогов, внеклассная работа была «целиком подчинена задачам коммунистического воспитания. Неправильно и вредно рассматривать внеклассную работу лишь как средство заполнения досуга детей. Большое значение имеет содержание внеклассных занятий: что читают дети, в какие игры они играют, чем развлекаются они в часы отдыха, какие песни поют и какими плясками увлекаются.
Идейно-направленное содержание внеклассных занятий способствует воспитанию у детей чувства советского патриотизма и национальной гордости». (Настольная книга учителя.)
Внушить чувство советского патриотизма было трудной задачей, ведь в то время жизнь простых людей оставалась очень тяжелой.
Обещание Кагановича пионерам о том, что через два года очередей не будет (1929), не было выполнено. Больше того, очереди существовали в Советском Союзе на протяжении всего его существования. Но если в сталинскую эпоху в километровых очередях стояли за товарами первой необходимости, то в 1960-х, и в 70-х, и в 80-х годах очереди в магазинах стали меньше. Хотя точно так же по несколько часов приходилось стоять в очередях за дефицитными товарами, а дефицитом по прихоти централизованной системы распределения могли в любой момент стать и самые нужные вещи.
Во время голода 1920-х годов ввели продуктовые карточки, по которым распределяли основные продукты, их отменили только с 1 января 1935 г. (Второй раз карточки были введены во время войны). После отмены карточек в тридцатых годах развернулась пропагандистская кампания, рассчитанная и на детей, и на взрослых и посвященная праву советских людей на «зажиточную жизнь». Тогда выдвинули афоризмы о новой хорошей жизни советских граждан: «Жить стало лучше!» и «Жить стало веселее!». Как мы уже писали, чтобы люди четче это осознавали, в печати и в кино много рассказывали о том, как плохо жилось простому народу до революции, приводили примеры существенного улучшения жизни. Основной принцип, на котором строилась пропаганда хорошей жизни, можно сформулировать так: «Мы живем хорошо, потому что раньше было намного хуже». Вот частушка, которая объединила в себе важные лозунги 30-х годов:
Эх, бей дробней!
Сапог не жалей!
Стало жить хорошо!
Стало жить веселей!
(Творчество народов СССР. 1938.)
Основные формы агитационной кампании, посвященной счастливому детству советских детей, в целом сложились к 1935 году. Патриотическое воспитание советской молодежи неотделимо от культа личности «отца народов». Лозунг «Спасибо дорогому/любимому/ родному товарищу Сталину за наше счастливое детство» все чаще встречается в пионерских газетах и детских журналах.


Типичный для своего времени материал - репортаж в «Пионерской правде» (1934) о приезде Молотова в «Артек» начинается с того, что «громким, приветственным «ура» встречают ребята верного соратника Сталина, твердокаменного большевика, лучшего друга артековцев». В статье описаны все показанные твердокаменному Молотову достоинства лучшего лагеря страны - красивые корпуса, теннисные площадки, техническая станция, парк… Красочно расписано проведение традиционного пионерского костра с играми, песнями и плясками. «Мы живем замечательно,» - говорят пионеры вождю. Свою речь, обращенную к детям, Молотов закончил оптимистичным лозунгом: «За счастливую жизнь пионеров и пионерок!» Репортаж заканчивается ответной благодарностью Церетели и Михалкова пионеров, которую корреспондент распространил на всех творческих работников детей Советского Союза: «Это пионерское спасибо за радость сегодняшней встречи, за заботу партии о молодом поколении большевиков.
- Спасибо, товарищ Молотов, передайте наш привет любимому Сталину!»
Слова любви и благодарности, обращенные к Сталину, звучат везде - по радио и в кино, на детских праздниках, на митингах, пионерских слетах, парадах физкультурников. Парады были важны не только для демонстрации силы и здоровья советской молодежи, это было зримое подтверждение сплоченности рядов юных граждан страны советов, спорт и идеология, слившиеся в едином экстазе. После проведения в 1934 году всемосковского парада физкультурников, фотография пионерок, марширующих перед вождями, сопровождалась такими показательными строками: «Шаги и песни звонче стали. Движения четки и тверды. Мы за тобой, товарищ Сталин, идем вперед, сомкнув ряды». (Пионерская правда. 1934.) На грандиозном параде в 1935 году пионеры Дзержинского района Москвы впервые пронесли лозунг «Спасибо товарищу Сталину за счастливую жизнь!», «от имени всех счастливых ребят нашей страны», как писал корреспондент «Пионерской правды» в репортаже об этом параде. (Пионерская правда. 1935.) В том же номере был помещен и рассказ об упоминавшийся ранее пионерке Нине Здроговой, подарившей Сталину цветы от имени «пионерской дивизии». На трибуне Мавзолея девочку угостили пирожками и черешней, а потом Сталин подарил ей коробку шоколадных конфет. В конце встречи он сказал Нине: «Будем друзьями. Не забывай нас». Об этой счастливой девочке написала тогда все центральные СМИ. Журналисты спрашивали ее, о чем она говорила с вождями, но Нина отвечала, что от волнения все забыла. «На трибуне я была до конца парада. - Рассказывала она. - Товарищ Сталин все время со мной разговаривал. Он был такой ласковый, только я от радости ничего не помню из разговора. Все - и товарищ Ворошилов, и товарищ Каганович стояли тут же и пели вместе с физкультурниками марш из «Веселых ребят».



Советская педагогика требовала прежде всего (!) воспитать у школьников «чувство глубокой любви к своей социалистической родине, советскому народу, большевистской партии и ее великому вождю товарищу Сталину, беззаветную преданность делу Ленина-Сталина, делу коммунизма». (Настольная книга учителя.)
Рассмотрим на примерах, как персонифицировался патриотизм. Детям сложно понять абстрактные понятия, но уже с начальных классов школы они могли и должны были усвоить основные положения, раскрывающие понятие «наша социалистическая родина». Объясняя это понятие, учитель исходит из того близкого, что окружает детей. Учит своих маленьких учеников любить это окружающее, постепенно расширяя радиус детской любви от малого к большому: любить свою семью, дом, друзей, улицу, школу, родной город, село. Потом все это объединялось главным понятием - Советская Родина. Учитель на конкретных примерах показывает детям дружную работу на советских заводах и в колхозах, рассказывает, как результаты труда используются для удовлетворения нужд народа. Дети должны убедиться, что живут в прекрасной стране, где «все трудятся на общую пользу». Эти педагогические приемы в основном были выработаны к середине тридцатых годов. Примерно в то же время произошел перелом в отношении советской идеологии к семье. В первые годы власти большевиков, о чем мы уже писали, семья воспринималась как опасный для существующего строя элемент, как источник угнетения, из которого ребенка надо было вырывать всеми возможными способами. Когда большинство неблагонадежных родителей было ликвидировано, а ряды пионерской организации неуклонно росли, семья стала важной «ячейкой общества» и основой стабильности. Ребенок опять получил право любить свою мать, а вместе с ней - и советскую родину. Популярна в СССР была лирическая песня из фильма о советской разведке «Щит и меч»:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять...

Итак, маленький человек уже в начальных классах должен был узнать, что:
«наша страна - самая большая страна во всем мире;
в СССР нет капиталистов и помещиков; все люди работают на себя, на общую пользу;
СССР - братский союз народов; ни в одной стране нет такой дружбы народов, как в Советском Союзе. Великому русскому народу принадлежит руководящая роль в братском содружестве СССР;
советские люди горячо любят свою родину за то, что в СССР навсегда покончено с угнетением трудящихся, все делается в интересах народа - партия и правительство, великий вождь товарищ Сталин неустанно заботятся об улучшении жизни трудящихся;
в советской стране дети окружены особой любовью и заботой;
советские дети горячо любят свою родину, свой народ, великого Сталина, на сталинскую заботу они отвечают стремлением хорошо учиться, чтобы стать образованными и культурными людьми и быть полезными своей стране». (Настольная книга учителя.)



По мысли тех, кто отвечал за идеологическое воспитание детей, любовь к Сталину должна была простираться так далеко, что мысли об «отце народов» не оставляли детей даже во сне. К примеру, репортаж Н. Надеждиной в «Пионерской правде» (1945) о белорусских ребятах, воспитанниках детского дома, которые во время войны потеряли родителей и попали в плен, заканчивался так: «И Гале снится сон о радостном дне: в красном пионерском галстуке она стоит среди своих подруг, и Сталин с портрета смотрит на нее ласково, как отец».
Приведем схожую концовку из книги В. Катаева «Сын полка». (М., 1954.) В конце повести главного героя, сироту Ваню Солнцева отправили в суворовское училище. На первой площадке парадной лестницы там висела большая картина с Суворовым в солдатском плаще. В первую ночь в училище Ване приснился сон:
«Лес превратился в сияющий зал. А дорога превратилась в громадную мраморную лестницу, окруженную пушками, барабанами и трубами.
И Ваня бежал по этой лестнице.
Бежать ему было трудно. Но сверху ему протягивал руку старик в сером солдатском плаще, переброшенном через плечо, в высоких ботфортах со шпорами, с алмазной звездой на груди и с серым хохолком над прекрасным сухим лбом.
Он взял Ваню за руку и повел его по ступенькам еще выше, туда, где на самом верху, осененный рваными боевыми знаменами четырех победоносных войн, стоял Сталин с бриллиантовой маршальской звездой, сверкающей и переливающейся из отворотов его шинели…
Из-под прямого козырька фуражки на Ваню требовательно смотрели немного прищуренные, зоркие, проницательные глаза. Но под тёмными усами Ваня увидел суровую отцовскую усмешку, и ему показалось, что Сталин говорит:
- Иди, пастушок... Шагай смелее!» (Подчеркнутое мной было вырезано при последующих изданиях книги. - А.Н.)



Конечно же, воспитание патриотизма строилось на конкретных иллюстрациях достижений советской страны. Мы уже упоминали о величественной сталинской архитектуре. Красивые здания и широкие проспекты, памятники великим деятелям русской культуры и науки, а также советским вождям, театры, литература, кинематограф, пресса - все служило наглядными пособиями того, что советская родина, и правда, с каждым днем становится прекраснее. Для тех, кто жил в местах, где строительство шло не самыми быстрыми темпами, существовали периодические издания, документальные фильмы, фотографии, картины и плакаты, показывающие чистый и красивый советский быт, дети из глубинки должны были учиться любить то, что уже построено, например, в Москве. Их учили любить столицу советской родины и понимать: пусть вся эта красота и счастливая зажиточная жизнь - не в нашем селе, а пока в больших городах, но и у нас будет так, и мы сами приложим к этому руки, когда вырастем. Одна из основ «лакировки» действительности - все окружающее людей, их реальная жизнь в произведениях искусства волшебным образом перевоплощалась, украшалась, ретушировалась так, что подчас ее сложно было узнать.
Утро красит нежным цветом
Стены древнего Кремля,
Просыпается с рассветом
Вся советская земля…
Мелодия этой исполненной патриотизма песни, прославляющей красоту и богатства советской страны, на долгие годы стала позывным сигналом всесоюзной радиостанции «Маяк».
Любовь к Москве, где в Кремле жил и работал Сталин, была важной частью системы воспитания патриотизма в детях. Примеры правильного проявления этой любви также подсказывались детям в прессе, фильмах и книгах. Но там Москва представала до того прекрасным городом будущего, что это не способствовало братской дружбе советских людей и столичных жителей, большая часть населения страны завидовала москвичам, жизнь которых в СМИ и на экранах казалась невероятно прекрасной, и недолюбливала их. Тем более, что Москва лучше снабжалась товарами, и многие люди из ближайших городов и сел, если имели такую возможность, ездили в столицу за покупками, в том числе - за продуктами.


В начальных классах проводили уроки объяснительного чтения литературы, воспитывающей советский патриотизм, в старшей школе прочитанное подробно разбирали с идеологических позиций на уроках литературы и на внеклассном чтении. Такие разборы прочитанного были «исключительно благоприятны для воспитания патриотического чувства у учащихся». Приведем пример урока, призванного воспитывать патриотизм и любовь к вождю в третьем классе. Этот показательный урок объяснительного чтения стихотворения Янки Купала «О Сталине лучшая песня моя!» был описан в настольной книге учителя начальной школы.
«В начале урока учитель проводит с детьми беседу по содержанию прочитанного накануне рассказа П. Цвирка «Соловушка» - о юном советском патриоте, благодаря смелости и находчивости которого партизаны разгромили фашистский отряд.
Обобщая ответы детей о маленьком герое, учитель приводит учащихся к выводу о том, что весь советский народ - и старые, и молодые, и даже дети в дни Великой Отечественной войны мужественно боролись с немецкими фашистами и не жалели своей жизни для освобождения любимой родины от ненавистного врага. Переходя к объяснительному чтению стихотворения «О Сталине лучшая песня моя!», учитель ставит учащимся вопрос, логически вытекающий из беседы о «Соловушке»: «Кто же руководил советским народом и Советской Армией в этой борьбе и вдохновлял их на победу?». Дети отвечают: «Товарищ Сталин». Уточнив ответы детей на вопрос о том, кто такой товарищ Сталин, учитель выразительно читает стихотворение народного белорусского поэта. После чтения он предлагает детям открыть книгу и внимательно прочитать стихотворение про себя и затем приступает к выводу главной мысли стихотворения: народ любит своего вождя и поёт о нём лучшие песни.
На вопросы учителя дети отвечают, что песню о Сталине поют рабочие, колхозники, бойцы, лётчики - весь народ поёт песни о своём великом вожде. Ответы иллюстрируются соответствующими отрывками из стихотворения. Далее читается вслух первый отрывок:
О Сталине лучшая песня моя.
Та песня звучит в миллионах сердец.
Поёт её в поле колхозном жнея,
Поёт на лугу зелёном косец.
Поля золотые,
Как море, шумят,
И люди в грядущее
Смело глядят.
Учитель спрашивает учащихся: «Кто и где поёт песню о вожде?».
Ответ. Колхозники поют на полях и лугах.
Вопрос. На каких полях они поют?
Ответ. На очень больших, как море.
Вопрос. Почему поля золотые?
Ответ. На них растут рожь и пшеница жёлтые, как золото.
Вопрос. Как вы понимаете выражение «Люди в грядущее смело глядят»?
Ответ. Люди в будущее смело глядят.
Вопрос. Почему люди смело глядят в будущее?
Ответ. Потому что с ними Сталин. Они надеются, что в будущем жизнь будет ещё лучше.
Вопрос. Какое заглавие можно дать прочитанному отрывку?
Ответ. Колхозники поют песню о вожде.
Так же читается и разбирается второй отрывок и заключительная часть стихотворения:
О Сталине лучшая песня моя, -
Та песня от солнца, от ясной зари.
Учитель так объясняет это выражение: «Когда на небе сияет яркое солнце или светит ясная заря, нам весело, мы счастливы. Так и песни о товарище Сталине слагаются от того, что мы живём в самой свободной счастливой стране. А эту свободу, это счастье дал нам товарищ Сталин».
В последней части урока дети декламируют известные им стихи о товарище Сталине.
Учитель на уроках и на внеклассных занятиях с детьми должен неоднократно возвращаться к освещению жизни и деятельности Ленина и Сталина, давая в своих рассказах запечатлевающиеся образы этих величайших вождей прогрессивного человечества».

 

Пионерия

Previous post Next post
Up