Уголовный кодекс для малолетних преступников - в школах!

Nov 26, 2007 13:03

Пост о букварях сталинского времени вызвал шквал эмоций. То, что делается с образованием сегодня, во многом страшнее, чем было тогда. Я отсканировала для вас кое-что из учебника своего ребенка, ученика обычной московской школы. Учебник по обязательному предмету - граждановедению - вверг меня в ступор. Фактически это Уголовный Кодекс для малолетних преступников с картинками. Называется  сие учебное пособие "Граждановедение (ответственность за правонарушения)".  Его автор априори относится к детям как к потенциальным преступникам. В аннотации написано, что  цель учебника  - "общая профилактика отклонений в поведении подростков, профилактика правонарушений". Вводное слово на первой странице начинается так:  "От сумы и тюрьмы не зарекайся". Это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных оборотах судьбы":



То, что ребенка можно освободить от этого курса - ложь. Прочитав учебник, я помчалась к классной руководительнице сына,  женщине интеллигентной и толковой. Она сказала, что освободить ребенка невозможно - курс рассчитан на год, предмет стоит в учебном плане, едином для всей страны. Я ответила, что как журналист буду писать об этом в СМИ. Тогда она сказала, что от этого будут проблемы только у школы, которая не сможет получить лицензию центра образования, и у нее лично, а толку все равно не будет.
В обращении к родителям правда только то, что разговоров о чести, совести, добре и зле в учебнике действительно не ведется. Не с них надо начинать обучение гражданина новой России, а с рассказов об уголовных преступлениях и видах наказаний за них.
Итак, полистаем учебник «Граждановедение».

 
Этот учебник Я.В. Соколова был разработан в 90-х годах и впервые издан в 1997 г. Как я понимаю, перед автором стояли основные задачи: крепко внушить детям уважение к власти, которая сделала жизнь людей лучше, чем в СССР, веру в неприкосновенность частной собственности и страх перед наказанием за отступление от этой веры (см., например, начало 4 раздела).
В конце каждого параграфа - оригинальный словарик, из которого дети 11-12 лет, помимо прочего, узнают, что такое садизм и изнасилование, познакомятся не только с юридической терминологией, но и с блатным жаргоном.


Конечно, 11-12-летний семиклассник может многое не знать о преступлениях, особенно если у него законопослушные родители, он ходит после школы на дополнительные занятия и не шляется по подворотням с плохой компанией. Не беда. Я.В. Соколов перечисляет все виды преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет. Кстати, учебник богато проиллюстрирован карикатурами вроде этой:


На следующей странице объясняется, что к тем малолетним преступникам, которые не достигли 14 лет, «применяют иные предупредительные меры. Например, отправляют в спецшколы, в спецпрофтехучилища. А это - тоже не сахар». Элемент запугивания очень важен для автора учебника. Там приводится много писем «на волю» от подростков, попавших в подобные учреждения, разъясняются статьи уголовного кодекса, рассказывается о строгости нашего законодательства.


Кончается учебник на «оптимистичной» ноте, такими словами из письма воспитанника колонии: «Не советую радоваться тем, кто в первый раз проскочил мимо зоны. Все равно здесь будете». Это последняя страница учебника:



По-моему, те, кто это «Граждановедение» заказал, написал, издал, рекомендовал для использования в школах и внес в федеральный комплект учебников, совершили групповое преступление против наших детей, а значит - и против нашего будущего. В таком объеме и в таком виде учебник вреден для детей и способен скорее искалечить психику ребенка, чем принести пользу.

Строительство дома не начинают с грязного чердака, а систематическое изучение предмета - с одной узкоспециальной области. Начинать следует с фундамента, с общих положений.  Даже в сталинское неполиткорректное время в школах был введен предмет "Конституция СССР", а не "уголовный кодекс". Сначала нужно научить детей тому, как НАДО жить, объяснить, как общество должно быть устроено, а уже потом - о том, как не надо, и какие бывают отклонения от нормы. В 11-12 лет ребенку необходимо рассказать об устройстве государства и основах права, ему требуется разумный курс обществоведения, информация о конституции, об основных законах, рассчитанная на понимание ребенка того возраста, для которого написан учебник. И только  ПОСЛЕ того, как прошел разговор о категориях более важных, устанавливающих правильные жизненные ориентиры, в рамках общего курса можно рассказать о праве уголовном, не обсуждая ОДНУ только  эту тему ЦЕЛЫЙ ГОД! Обратите внимание на оглавление  учебника - о том, что такое правопорядок и для чего он нужен, вспоминают в самом конце! На первом месте - преступление и наказание. 
Много спорят, что происходит сейчас: модернизация или гибель системы образования. Родители школьников  могут видеть ее агонию своими глазами. Те, кто не ленится заглянуть в портфель своего ребенка и поинтересоваться происходящим в школе, видят бестолково составленные программы, ненужные предметы, снижение требований к ученикам, оболванивание детей, которых учат не мыслить аналитически, а тупо решать тесты типа ЕГЭ... 
Помимо граждановедения в школе вводится масса предметов лишних, крадущих у наших детей время, которое они могли бы потратить на отдых, на свое здоровье, на обучение тому, что им гораздо нужнее. Например, МХК - мировая художественная культура, предмет вроде бы нужный. На практике же выходит: если родителям тема не интересна, если в семье под культурой подразумевается «культурно попить пивка с приятелями», то и их дети на этом уроке занимаются своими делами и не дают работать остальным, которых и без МХК родители приобщают к культурным ценностям. Или ОБЖ, основы безопасности жизни. Теоретически этот предмет должен быть актуален и полезен. Практически это что-то вроде прежней НВП, только в сильно упрощенном виде с домашними заданиями типа «сделать из пластилина и бумаги макет укрытия», причем преподается это  школьникам более младшего возраста, которые с трудом понимают, в чем  суть и необходимость предмета. В Москве есть еще москвоведение (для начальных классов) и обещают ввести «экологию Москвы» в старших классах, диспутируют об ОПК и прочая, и прочая… Причем для этих спорных предметов отнимают часы у более важных и сложных - русского и математики! Почему бы не ввести все это факультативно, только для тех, кто желает обучаться данным предметам? Мне кажется, одна из причин - потому что желающих будет раз-два, и обчелся. И это еще раз наглядно подтвердит, насколько нелеп,  уязвим, а зачастую вредоносен выстраиваемый чинушами из министерства образования конструкт. 

Путинская эпоха

Previous post Next post
Up