Когда брала билет на этот спектакль, надеялась на хорошие впечатления. Но не ожидала, что они будут настолько хорошими :)
Хотела сначала написать развёрнутую рецензию на это "Лебединое", потому что многие вещи меня удивили и даже поразили. Но потом подумала, что профессиональные критики сделают это лучше меня, и решила ограничиться, так сказать, тезисами :)
Конечно, я смотрела программу "Большой балет", в которой участвовали солисты Пермского театра Билаш и Четвериков. Меня очень впечатлил танец Инны! Понравился мне и очерк об Алексее Мирошниченко (в рамках этой же программы), чью первую большую работу - "Свадебку" на музыку Стравинского - я видела на премьере. Помню, как вышел на поклоны 22-летний мальчик, танцующий в кордебалете, и многие недоуменно спрашивали: "А кто это вообще? Почему ему доверили постановку?" Ну, и т. п.
Если честно, за карьерой Мирошниченко я не следила. Узнала о том, что он руководит балетной труппой в Перми, только из телепередачи.
И вот - версию "Лебединого" в постановке Мирошниченко привезли прямо к нам. Очень стало мне интересно, что он там понаставил?
Вот программка:
Сразу хочу сделать замечание: в числе балетмейстеров забыли упомянуть А.Я.Ваганову, поставившую эпизод встречи Зигфрида и Одетты.
Итак, мы увидели оригинальный пролог (на музыку увертюры), оригинальное третье действие с эпилогом, а также много новых танцев, которые переплетались со знакомой по спектаклям Мариинского и Большого театров хореографией.
Прежде всего, хочу сделать комплимент кордебалету. Какие они молодцы! В первом действии танцы во дворе замка смотрелись очень хорошо благодаря полной слаженности кордебалета и солистов. Мирошниченко вернул в вальс табуретки. В "лебединых" актах кордебалет был практически безупречен.
В па-де-труа К.Макурин станцевал вариацию, о которой зрители Мариинского театра уже почти забыли. В первой части сейчас прыгают другую комбинацию. Когда-то читала в сети, что ещё при Вазиеве оргигинальную хореографию Петипа (?) заменили, потому что очень многие исполнители стали получать травмы коленей. Не знаю, насколько это соответствует действительности.
Из девушек выделю вторую солистку - О. Завгороднюю.
Замечательно танцевал и играл Шута А.Мишаков.
В спектакле Мирошниченко Ротбардт имеет вполне "рыцарский" вид :) На коршуна он не похож :) Ротбард - злой гений, охотящийся за душой принца.
На лебединую охоту Зигфрид отправляется в сопровождении Бенно и еще четверых друзей.
Мирошниченко сделал перестановку номеров в "белом" акте. После вальса лебедей сразу же идут вариация Одетты, танцы маленьких и больших лебедей, а уже потом - адажио, за которым следует общая кода.
В танцах второго действия участвует и "русская" пара, без кордебалета. Мне кажется, номер этот не слишком удался. Возможно, я остаюсь в плену стереотипов, потому что привыкла видеть под эту музыку одну солистку.
Надо сказать, что исполнители характерных танцев второго действия из Пермского театра проигрывают артистам Мариинского театра. Ничего личного, как говорится :) Хотя все станцевали с большим воодушевлением, и очень прилично.
Кстати, все участники характерных танцев появляются с Одиллией в её свите (как у Бурмейстера). Когда Одиллия и Ротбардт исчезают, Зигфрид пытается выбежать из зала, но вся эта дружная компания (венгры, поляки, русские, испанцы и неаполитанцы) его не пускает :)
"Чёрное" па-де-де идёт в редакции Мариинского театра, разве что перед кодой звучит музыка, используемая в коде спектакля Бурмейстера, и все исполнители характерных танцев пускаются в пляс.
Самым большим откровением стало для меня третье действие, заново поставленное Мирошниченко (мне так показалось; возможно, я не права). Когда поднимается занавес, мы видим берег озера, затянутый туманом. В тумане видны силуэты девушек-лебедей. Это очень красивое зрелище сразу же вызвало аплодисменты зала.
Все перестроения кордебалета до прихода Одетты очень интересны. Мне бы всё-таки хотелось видеть хоть какие-то вкрапления сольного танца в танцы кордебалета (но это чисто мои придирки). Интересен и дуэт-прощание Одетты и Зигфрида.
Ротбардт появляется со свитой весьма агрессивных чёрных лебедей. Одетта погибает, Зигфрид вступает в бой со злым гением, но тоже гибнет. Его уже утром находят друзья.
Над безутешными друзьями пролетают две души - Зигфрида и Одетты. Для этого трюка использовалась традиционная трапеция, пролетающая над сценой в "Жизели" и "Сильфиде". Возможно, в Перми этот эпизод смотрится гораздо эффектнее.
Мне не совсем ясна позиция балетмейстера по, так сказать, принципиальному вопросу: Одетта и Зигфрид погибают - это понятно; но что происходит со злодеем Ротбардтом? В спектакле Мирошниченко он скрывается в кулисе, а лебеди разбегаются кто куда. Получается, что Ротбардт по-прежнему будет строить всем козни, а бедные девушки проведут выборы новой королевы, чтобы искать другого принца-освободителя?
Очень хорошо танцевал Четвериков. В первом действии у Зигфрида есть "меланхоличная" вариация, которую этот танцовщик станцевал с настроением.
Когда на сцене появилась Одетта Билаш, я вспомнила Мезенцеву :) В моих устах это похвала, если что :)
Билаш - очень музыкальная балерина, и именно в "Лебедином озере" её музыкальность проявилась в полной мере. Она танцевала музыку, а это дано немногим. У Билаш прекрасные "говорящие" руки, гибкий корпус, "поющие" ноги.
В общем, я была в восторге от этой Одетты! В партии Одиллии у балерины были мелкие технические огрехи, которые лично мне не помешали восхититься и этим персонажем :)
Спектакль имел очень большой успех у публики. Артистов, дирижёра, балетмейстера вызывали несколько раз, занавес постоянно поднимался-опускался и т. п. Было вынесено много цветов.
Фотографировала не всегда удачно. К сожалению, после первой картины совсем не получились фотографии участников па-де-труа.
А.Мишаков - Шут
Вышли испанцы
Венгры
Русский танец
Неаполитанцы
К.Макурин-Бенно и участники мазурки
С.Мершин - Ротбардт
И.Билаш и Н.Четвериков. Жаль, нога Инны "обрезана" :(
С.Мершин, И.Билаш, Н.Четвериков и исполнители характерных танцев.
Замечательные пермские лебеди :)
Друзья Зигфрида и лебеди
Вышел Ротбардт
Н.Четвериков и кто-то из друзей принца
Единственное чёткое фото Мирошниченко, поэтому его и выкладываю, несмотря на "обрезанные" ноги Билаш.
Билаш и Четвериков
Поклоны перед занавесом