Билет брался "на фестиваль". Рассчитывала я на какого-нибудь гастролёра, а то и пару гастролёров. Почему-то думала, что увижу солистов Большого театра :)
А приехал к нам Даниэль Камарго из Национального балета Нидерландов.
Китри Шакировой я до этого дня не видела, так что для меня оба исполнителя были в новинку.
Вот каким был состав:
Дирижер - Алексей Репников
Китри - Рената Шакирова
Базиль - Даниэль Камарго (Национальный балет Нидерландов)
Гамаш - Дмитрий Пыхачов
Эспада - Иван Оскорбин
Уличная танцовщица - Надежда Гончар
Цветочницы: Софья Иванова-Скобликова и Шамала Гусейнова
Повелительница дриад - Екатерина Осмолкина
Дон Кихот - Сослан Кулаев
Санчо Панса - Александр Федоров
Амур - Тамара Гимадиева
Цыгане - Алиса Петренко, Наиль Хайрнасов
Фанданго - Алиса Русина, Наиль Еникеев
Восточный танец - Юлия Кобзарь
Вариация - Яна Селина.
К сожалению, отсутствовали Амурчики в "Сне", куклы в картине "Цыганский табор" и мальчики в таверне. Правда, в первом акте у папаши Лоренцо всё-таки были помощники-поварята.
Сидела я на втором ряду балкона. Не слишком удачное место, зато купила я билет по льготному тарифу (1200 рублей). Рядом со мной сидела гостья из Волгограда, купившая свой билет у каких-то посредников аж за 4000 с чем-то! :( Я ей объяснила, что можно покупать билеты самой на сайте театра. Для неё это было большой новостью. Очень жаль мне было свою соседку, потому что ей ещё и видно было плохо :( На моё предложение поменяться местами она отказалась...
Это, так сказать, предыстория. Хочу ещё добавить, что народ в зале был очень разный. Судя по всему, было много туристов, в том числе и иностранных. Реагировала публика на спектакль очень вяло. Некоторые вариации (Уличной танцовщицы, например) были встречены молчанием зала, да и старательность двойки Цветочниц никак не была отмечена. Не аплодировали и диагоналям Китри и Повелительности дриад.
Правда, это всё относится к спектаклю как таковому, а не к поклонам перед занавесом.
В общем, это был неплохой спектакль по нашим мариинским меркам, но я запомнила в нём то, чего совсем не ожидала :) Наверное, это означает то, что ничего выдающегося я на сцене не увидела.
Мой предыдущий "Дон Кихот" тоже был фестивальным. Тогда, в 2015 году, в партии Китри дебютировала Н.Батоева, а пару ей составил И.Эрнандес, который тоже был приглашен из Национального балета Нидерландов. В общем, я два года не видела "Дон Кихота", и с удвоенным вниманием стала следить за всеми персонажами.
Заглавный герой в исполнении Кулаева был мечтателем и меланхоликом. Очень понравился! Не сравниваю его с тем образом, который создаёт Пономарёв, потому что у каждого из них - свои достоинства.
Прекрасно сыграл Гамаша Пыхачов, и с этим Гамашем у Дон Кихота Кулаева в первом акте была задушевная беседа "о любви" :)
Шакирова и Камарго танцевали довольно свободно. Выход Китри, правда, был в таком замедленном темпе, что мне всё время хотелось "подгонять" героиню. Впрочем, мои придирки к темпам первого акта - это постоянные придирки последние лет пятнадцать :)
Мне понравилось, как главные герои общались. Базиль был простым парнем. Кокетство Китри ему ужасно не нравилось, и он вставал в "гордую" позу.
Если говорить собственно о танце, то обе вариации первого акта могли бы быть и поинтереснее. Камарго станцевал свою вариацию в довольно умеренном темпе, а Шакирова могла бы подальше продвинуться в диагонали.
В поддержках оба очень старались. Камарго удалось даже подержать партнёршу на одной руке довольно долго.
У Цветочниц оказались очень настырные кавалеры. Может, я что-то упустила за те сорок лет, что смотрю мариинского "Дон Кихота", но в спектакле 7 апреля 2017 года я увидела молодых людей, которые во что бы то ни стало хотели добиться благосклонности подруг Китри. Они подначивали друг друга, переглядывались, а потом и вовсе устремились за ними (кажется, когда девушки решили помочь Китри "устранить" Гамаша). Мне очень понравились эти безымянные персонажи! Жаль, что их фамилии не указывают в программке (надо бы мне как следует изучить труппу, чтобы узнавать не только тех, кто указан в афише). Вот эти парочки на поклонах после первого акта. к сожалению, фотография практически никакая:
Иванова-Скобликова и Гусейнова танцевали хорошо.
Гончар и Оскорбин, вроде бы, делали всё как надо, но чего-то мне в них не хватило. Особенно это касается Гончар. То ли "манкости" ей недоставало, то ли какой-то изюминки. Оскорбин вообще сам по себе фактурен, и мне казалось, что партия эта как раз для него. Тем не менее, я не могу сказать, что Эспада - большая удача этого танцовщика. Кстати, на поклонах ему очень хорошо аплодировали.
Вот они на поклонах после первого акта:
На фотографиях они кажутся лучше, чем в танце. ИМХО, как говорится.
Ещё один момент, которого я раньше не замечала: в сцене с цыганами Цыганка ... стала гадать Дон Кихоту по руке! То, что она увидела, ей не понравилось, и она стушевалась. Ну, не пугать же, в самом деле, этого странного человека!
Цыгане тоже станцевали очень прилично. Жаль, ни одного хорошего фото на поклонах у меня не получилось :(
В "Сне" очень недоставало детей, и Амуру пришлось брать на себя ту музыку, под которую они танцевали. Хорошее было выступление и у Гимадиевой, и у Осмолкиной. Фотографии с поклонов:
Гимадиева и Осмолкина
Шакирова станцевала вариацию Дудинской. Поскольку в программке среди репетиторов стоит имя М.Куллик, я полагаю, что именно она репетировала с Ренатой эту вариацию. Сама Маргарита танцевала её с блеском! И Шакирова исполнила эту вариацию очень достойно.
Вот Китри-Дульсинея и Дон Кихот на поклонах после "Сна":
В кабачке я заметила ещё одну деталь, которую раньше не замечала: хозяин кабачка (А.Ефремов) "сдал" Китри её папаше как раз в тот момент, когда она уже почти убежала, скрываемая друзьями :)
Сцена самоубийства Базиля всегда вызывает смех зала, и в этот вечер публика тоже смеялась. Базиль не слишком удачно подстелил себе плащ, и пришлось ему на него укладываться в два приёма.
Поклоны после "Кабачка":
Цветочницы и их кавалеры
Гамаш-Пыхачов.
Ю.Кобзарь - Восточный танец. Хорошо станцевала, только я всегда удивляюсь: зачем здесь этот вставной номер?
О.Белик - Мерседес и И.Оскорбин - Эспада. Оба были весьма хороши, разве что Оскорбин, как мне показалось, слишком старался гнуться. Иногда такая старательность приводит к обратному эффекту - танец кажется вычурным. Опять ИМХО. После "Кабачка" Оскорбин сорвал горячие аплодисменты зала! Так что мои придирки - это мои придирки.
Белик с букетом.
В гран па оба главных героя показали себя с хорошей стороны. Шакирова станцевала классическую "московскую" вариацию под арфу, Камарго увлёкся револьтадами. В коде он стал прыгать "козлы", но уж лучше бы он за них не брался. Парень явно не рассчитал размер своего круга (наша сцена была ему велика), и "козлы" вышли у него на троечку. Шакирова хорошо открутила фуэте и финальную диагональ.
Селина почему-то станцевала прыжковый вариант "казёнки" (кажется, в Москве танцуют именно так - в финальной части прыгают жете, а не крутят туры). Возможно, я ошибаюсь.
После фуэте началась овация. Правда, когда спектакль закончился, аплодисменты довольно быстро стихли. Группа энтузиастов всё-таки заставила остальной зал встрепенуться, и артисты несколько раз выходили на поклоны.
Участники фанданго и Гран па.
А.Русина и Н.Еникеев
Я.Селина
А.Федоров, С.Кулаев и А.Русина
Шакирова и Камарго
Камарго. Чувствуется, что устал.
Базиль отдал свой букет Китри
Поклоны перед занавесом