Калтрейн и барт - железные дороги Сан-Франциско

Dec 01, 2013 10:25

В Калифорнии ездит Калифорнийский поезд. По-русски выходит не совсем благозвучно: калтрейн. Я называл его"колтрейн", но местные произносят именно через "а". В калифорнийской двухэтажной электричке я покатался полтора часа, делюсь впечатлениями.


Железнодорожный вокзал городка Санта-Клара в ночи очень симпатичен. Это приблизительно центр Кремниевой долины.


Вокзал, точнее ж/д-платформа Санта-Клары, очень уютная ночью: мраморный пол, мягкий свет, огоньки. Всё приспособлено для инвалидов и велосипедистов.


Велосипедисты явно в большинстве. Вагон для перевозки велосипедов помечен, и им реально пользуются.


Целых два головных вагоны поезда приспособлены для велосипедов. Это вполне понятно - не-автомобилисты должны как-то добираться до и от железнодорожных станций. Удобнее всего - на велосипеде. Кстати, вагон на переднем плане - головной, в нём наверху за маленьким окошком сидит машинист.

На платформе висят электронные табло с указанием следующего поезда. Поезда не особо частые - до Сан-Франциско едет один поезд в час.


80-минутная поездка от Санта-Клары до Сан-Франциско (около 70 км) обойдётся в 9$. Разделения на первый и второй класс не существует.

Огоньки приятные.


Вагоны калтрейна можно условно назвать "вторым классом". И то только за достаточно широкие сиденья. Проходы и лестница на второй этаж настолько узкие, что даже с небольшим чемоданчиком сложно развернуться. Посредине верхнего этажа есть багажная полка.


По нижнему этажу электрички ходят контролёры, которые не очень внимательно проверяют билеты: у меня так и не проверили. Весь интерьер вагона металлический, типа как в фильмах про американские тюрьмы. Но сидеть в кресле вполне удобно.


Расстояние между остановками примено 10-15 минут. Каждую остановку объявляет машинист, своей не очень чёткой дикцией и со своим личным акцентом. Это очень удивительно, учитывая любовь американцев к автоответчикам. Опять же, в американских фильмах всегда есть кто-то слушает сообщения на автоответчики, а в реальной жизни они с удовольствием оставляют сообщения на голосую почту на мобильный. В поездах же эта нация не смогла изобрести автомат, чётко объявляющий остановки. И дело не в том, что тут Спарта и кадый должен сам постараться выкарабкаться из пучины. Наоборот, друзья рассказывали мне про бесчисленные организации, которые помогают вновь прибывшим обустроиться в Америке. Просто так повелось.

Страна, сумевшая построить шаттл, должна суметь сделать двухэтажные вагоны с полноценной высотой потолка и шириной проходов. Благо железные дороги в США не электрифицированы и даже грузовые контейнеры на товарняках тут ставят по двое: один на другой.


Надо понимать, что калифорнийский поезд перевозит не бомжей от ночлежки до социальной столовой. И не тех, кто не имеет денег на покупку автомобиля. Калтрейн идёт через богатейший регион планеты - через Кремниевую долину.


Рядовые сотрудники Гугла, которые подсаживаются на станции Маунтин Вью, зарабатывают в неделю больше, чем стоит придуманный тут же неподалёку Макбук Про. Каждую неделю зарабатывают больше, чем стоит топовый макбук. Табличка позади чувака с макбуком гласит, что передние места зарезервированы для пожилых и инвалидов. В европейской традиции принято ещё писать про пассажиров с детьми, но тут никому в голову не придёт лезть с маленькими детьми в электричку.

Один из прародителей информатики, на которой обогащается Калифорния, француз Блез Паскаль в XVII веке сформулировал требования к общественному транспорту. Общественным называется тот транспорт, который ездит по заранее известному маршруту, расписанию и цене. В итоге, калтрейн надёжно и предсказуемо за 9$ и час двадцать довёз меня до центра Сан-Франциско. И на том спасибо.


Чтобы два раза не вставать, посмотрим на Bart. Bart - это метро Сан-Франциско и ближайших пригородов. Линий немного, они все идут через центр. В центре города станции неглубокого заложения, через залив идут в туннеле.


Автомат для покупки билетов. Нужно засунуть купюры, и тебе предложат купить билет на всю сумму (можно вставить кредитку, тогда предложат купить карту на 20$). Карта многоразовая, если хочется выбрать конкретную сумму, то можно несколько раз нажать кнопку "Убавить 5 центов". Минимальная цена поездки - 1.75$. Система несколько непривычная, но если подумать - вполне удобная. К тому же купленную карту можно потом пополнять.


Ветка в аэропорт Сан-Франциско появилась всего 10 лет назад, на платформах понятная навигация. С велосипедами запрещено лезть в вагон в будни в часы пик: с 7 до 9 и где-то с 16:10 до 18:30.


Поезда по американской традиции выглядят не особо дружелюбно, но внутри всё гораздо чище и приятнее, чем, скажем, в нью-йоркском метро. На платформах электронные табло с указанием направления поезда. С одной станции отходят поезда с разными конечным остановками, нужно не перепутать, какой тебе нужен.


Дальше - Сан-Франциско!


электричка, США, Сан-Франциско, транспорт

Previous post Next post
Up