Сан-Франциско - первый заграничный город в моей жизни, мой любимый город в Америке. (Программист внутри меня хочет уточнить, что Крым заграницей не считается, но тогда захочется ещё написать про Евромайдан, про Януковича, про Путина, про вот это всё, так что не буду отвлекаться.) Сложно быть объективным к любимым, поэтому буду субъективен. В Сан-Франциско прекрасно всё, даже список городов-побратимов: Цюрих, Тайбэй, Краков, мммм. Свой ЖЖ я начинал с фото из Сан-Франциско во второе посещение города, а продолжил вести после семилетнего перерыва, прямо перед третьим приездом в город. Сейчас - четвёртый заезд и целых два дня гуляния по городу.
Нельзя просто так взять, и не сфотографировать мост Золотые Ворота, находясь в Сан-Франциско. Вроде и не собираешься его снимать, но всё равно мост преследует тебя, как тень.
Начнём с самого главного мексиканского кафе в городе - La Taqueria. Это очень популярная такерия, из всех такерий только она имеет определённый артикль La, как бы намекая, что она тут главная такерия. Даже если последний опыт столкновения с мексиканской или tex-mex кухней быд неудачным, сюда надо зайти. Здесь очень вкусно.
Заведение небольшое и очень популярное. Если придти в будний день, скажем в 11:50, то будут свободные места.
А уже через десять минут набежит такая толпа на обеденный перерыв, что не протолкнёшься. Система отлажена и работает очень эффективно. Вдоль всего прилавка стоит очередь к кассе. Вдоль очереди идёт официантка, которая принимает заказы. Она спрашивает, что ты хочешь и записывает это очень компактно на листочке, который отдаёт тебе. Далее на кассе ты расплачиваешься, карты тут не принимают, советую иметь не меньше 15-20$ наличными на едока. Кассир отдаёт тебе отрывной корешок с номером заказа, а сам листок с заказом вешает перед носом у поваров.
Несколько поваров жарят кукурузные лепёшки, готовят мясо и соусы. Остальные повара берут листочки, формируют заказ, выставляют всё на прилавок и громко кричат номер заказа. На листочке официанткой уже помечено, на каком языке кричать номер - на испанском или на английском. Такая система работы называется "канбан", её придумали японцы на Тойоте в 1953 году.
Чистящие средства стоят внутри вытяжки.
Самая бойкая уличная жизнь и торговля (негаламурная) кипит в районе Mission.
Всюду свежая рыба, мясо, овощи, несвежие бомжи и городские сумасшедшие. А ещё мексиканцы и все другие латиносы, мне попался таксист из Сальвадора.
В Калифорнии марихуана не легализована. Но если очень хочется - за 50$ доктор выпишет рецепт, по которому в аптеке продадут нужной травы.
Свежеотремонтированная улица.
Это Кастро - район с сомнительной репутацией.
В Сан-Франциско много красивых домов.
Американские почтальоны ездят на праворуких автомобилях, как бы подтверждая тезис жителей востока России (Медведев запретил говорить "дальний восток"), что на праворульной парковаться в сто раз удобней.
В Сан-Франциско гигантские вентиляционные шахты и огромных объяления об общественных слушаниях на них. Общественные слушания проводятся на тему генплана небольшого куска города. Приглашаются жители 100-метровой зоны вокруг предполагаемого места строительства.
Нарядный Сан-Франциско.
Сан-францисская балетная школа.
Аудитория.
Типичный Сан-Франциско.
Типичный Сан-Франциско. Тут много вот таких похожих улиц в разных частях города.
Типичный Сан-Франциско.
Изображение американского флага условное, но 13 полос нарисованы правильно.
Это очень странный отель. Около него отирается толпа бомжей, а на дверях таблички: "посещения 1 и 15 числа каждого месяца нет" и "сегодня день без посещений". Дело было 15-го числа.
В Сан-Франциско есть такие же арендуемые хранилища для барахла, как и в Сиэтле.
Тут даже есть Cloud Storage для хранения всякого барахла, работающий в будни с 6 утра до 6 вечера. Троллейбусы возят велосипеды.
Ммм, Сан-Франциско.
Первый небоскрёб, который я увидел в жизни, в 2002-м.
Сан-Франциско - довольно дружелюбный к велосипедистам город, с очень неласковыми ценами на прокат. Аж 8$ в час, но не более 32$ в сутки. Плюс пытаются навязать страховку.
В Сан-Франциско есть очень продвинутые вещи в повседневной жизни. В прокате велосипедов в айпад вставляют маленький сканер кредиток, проводят карточку и снимают деньги. Такой же девайс таксисты вставляют в айфон, говорят что это очень выгодно - с них берут очень маленькую комиссию, намного меньше по сравнению с обычными терминалами для кредиток.
Есть и автоматический прокат велосипедов. В будний день почти всё разобрано, цена тоже высокая, но система тарификации сложная. Сперва покупаешь право аренды велика на сутки (9$) или трое суток (22$). А потом ещё платишь за каждый факт аренды: первые полчаса бесплатно, далее по 4$ за полчаса, далее цена падает до 7$ в час.
С погодой очень повезло - солнце не всегда балует район сан-фрацисского залива.
Залив.
Сан-Франциско.
Залив.
Помимо моста Золотые Ворота есть много других красивых мостов.
Есть очень красивые, но не раскрученные мосты.
Из порта ходят паромы через Залив, на них можно бесплатно брать с собой велосипед. Сделано всё максимально неудобно: нужно тащить велосипед по узкой лестнице с нижней палубы на верхнюю, народу очень много, все толпятся, задевают велосипедами, тупят. Получасовая поездка до посёлка Саусалито - чуть больше 10$.
Около решёток ливнестока предупреждают в стихах: "Только дождю можно в дренаж". Крабик, чтобы надавить на жалость, и призыв к стукачеству, чтобы напугать.
Рыба: "не сорить, всё стекает в Залив".
Кабельный трамвай - вторая по известности достопримечательность Сан-Франциско.
Американцы обычно параноики на тему безопасности, но тут можно спокойно свисать из едущего трамвая, а кругом машины мыт-мытом бегают, холмы, в общем надо держаться за поручни.
Трос под землёй всё время едет, крутится, а вагончик выпускает внизу захват, цепляется за трос и едет. На остановках отцепляется. Такие сложности были нужны в XIX веке из-за крутых подъёмов, в которые обычные тогдашние трамваи не могли заезжать.
Бабуля, не порть фото.
Всё, приехали, рельсы кончились. В XIX веке и начале XX было много маршрутов, потом они закрывались, потом возродились в качестве туристической забавы. Одна поездка - 6$.
Жители Сан-Франциско Денис Петрович и Алисой Денисовной сподвигли меня таки прокатиться на трамвае. Спасибо Алле, Алисе и Денису за компанию и гостепреимство на эти сутки!
Китай-город. Кого-то хоронят с оркестром.
Прямо в центре города среди небоскрёбов есть небольшие парки, с лавочками и детскими площадками.
Троллейбус. Чтобы запросить остановку по требованию, надо потянуть за верёвочку, натянутую вдоль окон.
Неведомые знаки на домах. UPD. Цифры означают опасность здоровью, огнеопасность и нестабильность вещества. В данном случае что-то малоопасное здоровью (1), огнеопасное (4) и химически стабильное (0). На окне вряд ли должно быть такое наклеено.
http://ru.wikipedia.org/wiki/NFPA_704 В 1945 году в Сан-Франциско была создана ООН. Пора улетать.