Думаю автор смотрел на гнев отчасти под таким углом: ...гнев есть не что иное, как противоестественное, извращенное проявление одного из двух иррациональных, однако самих по себе добрых начал души, а именно, ее «яростной части» (thymikоn). Ее действие «в соответствии с природой» есть не что иное, как противостоящая пороку добродетель. Иеромонах Бунге об учении Евагрия Понтийского о гневе.
Осужден то он осужден, тем не менее некоторые историки богословия считают, что сравнительный анализ текстов и фактов биографии других авторов дают серьезные основания предполагать, что многие и весьма обширные труды Евагрия по аскетике признаны и почитаемы в православной церкви; просто под именами других святых. Если правильно помню - Максима Исповедника, Григория Паламы и ещё кого-то. А насчёт "положительности", добавлю, что при несомненном осуждении гнева как одного из смертных грехов, Евагрий писал (я по памяти), что Создатель не мог сотворить ничего плохого и гнев, по сути, в своей основе имеет ту же энергию, что и любовь, только направленную на грех; разъясняя этим факты того, что и Господь проявлял гнев на торговцев, книжников и фарисеев.
Въ книгѣ Джонатана Хайдта "Гипотеза счастья" (Jonathan Haidt, "The Happiness Hypothesis") объясняется на примѣрахъ, что во многихъ культурахъ существуетъ комплексъ понятiй и ритуаловъ, связанныхъ съ "чувствомъ чего-то возвышеннаго и священнаго". Иногда это особое мѣсто, куда надо входить обязательно чистымъ и тѣломъ, и душой. Иногда это особые дни въ году, когда необходимо очищаться и прикасаться душой къ "возвышенному" или "священному". Или это особыя понятiя, думать и говорить о которыхъ надо съ благоговѣнiемъ. Пониманiе этого и непосредственное чувство прикосновенiя къ священному - важная часть традицiонныхъ культуръ и, какъ аргументируетъ Хайдтъ, скорѣе всего встроено въ нервную систему человѣка. То-есть, это въ принципѣ доступно многимъ людямъ. Даже у Хармса можно прочитать по этому поводу:
МАКАРОВ: Тут, в этой книге написано, о наших желаниях и об исполнении их. Прочти эту книгу, и ты поймешь, как суетны наши желания. Ты также поймешь, как легко исполнить желание другого и как трудно исполнить желание свое
( ... )
/Но передъ заполненiемъ анкеты, экспериментаторы создавали ситуацiю, когда у студента были грязные руки и тутъ-же оказывался поблизости рукомойникъ или дезинфекторъ для рукъ. Получилось, что тѣ студенты, которые очистили руки, заполняли анкету болѣе въ духѣ консервативныхъ традицiй и менѣе прогрессивно-либерально. / чистые руки, холодная голова и горячее сердце! Интересно, если бы им голову холодной водой поливали...
Не надо грязи!).от грязи не только прогрессивнолиберальное заводится. А вообще,пока студент "рука руку моет обе лицо",он чуть взрослеет и естественно более склоняется к консерватизьму.
"Стремление к истине" - это не менее разрушительное чувство, чем гнев. Посмотрите на адептов тех религий, которые считают себя обладающими истиной - их главными чертами являются непримиримость и ненависть к иноверцам. Но истина человеку недоступна, как бы он ни старался прыгнуть выше собственной головы. Поэтому ему следует искать не столько истинного, сколько подлинного. То есть неподдельного, невыдуманного. Довольно было бы с него и этого.
Вы извините, но иногда Вы напоминаете человека, который всех уверяет, что самое безопасное и самое удобное положение лежа. Понятно, что с этим не поспоришь. Но это не значит, что сидеть, стоять и тем более ходить это вверх безрассудства. А по-поводу неподдельного и невыдуманного я вспомнил забавный рассказ Лондона «Нам-бок - лжец».
Comments 218
Reply
Reply
Reply
Думаю автор смотрел на гнев отчасти под таким углом:
...гнев есть не что иное, как противоестественное, извращенное проявление одного из двух иррациональных, однако самих по себе добрых начал души, а именно, ее «яростной части» (thymikоn). Ее действие «в соответствии с природой» есть не что иное, как противостоящая пороку добродетель.
Иеромонах Бунге об учении Евагрия Понтийского о гневе.
Reply
А Евагрий платоник и был осуждён вместе с Оригеном как еретик аж на трех Соборах, стоит ли обсуждать его теологумены?
Reply
серьезные основания предполагать, что многие и весьма обширные труды Евагрия по аскетике признаны и почитаемы в православной церкви; просто под именами других святых. Если правильно помню - Максима Исповедника, Григория Паламы и ещё кого-то.
А насчёт "положительности", добавлю, что при несомненном осуждении гнева как одного из смертных грехов, Евагрий писал (я по памяти), что Создатель не мог сотворить ничего плохого и гнев, по сути, в своей основе имеет ту же энергию, что и любовь, только направленную на грех; разъясняя этим факты того, что и Господь проявлял гнев на торговцев, книжников и фарисеев.
Reply
МАКАРОВ: Тут, в этой книге написано, о наших желаниях и об исполнении их. Прочти эту книгу, и ты поймешь, как суетны наши желания. Ты также поймешь, как легко исполнить желание другого и как трудно исполнить желание свое ( ... )
Reply
чистые руки, холодная голова и горячее сердце!
Интересно, если бы им голову холодной водой поливали...
Reply
Не надо грязи!).от грязи не только прогрессивнолиберальное заводится.
А вообще,пока студент "рука руку моет обе лицо",он чуть взрослеет и естественно более склоняется к консерватизьму.
Reply
Reply
Reply
Reply
А по-поводу неподдельного и невыдуманного я вспомнил забавный рассказ Лондона «Нам-бок - лжец».
Reply
Reply
Leave a comment