К истории скептицизма

Oct 26, 2010 07:53

"Всеобщая подозрительность. После Реформации скептицизм стал универсальным умонастроением. Этому способствовала протестантская концепция: действительные чудеса закончились после 500 г. н. э.; современные чудеса есть дело Антихриста - римской церкви во главе с папой. Но четких критериев разделения истины и лжи не было. Взамен протестанты ( Read more... )

books6, science4

Leave a comment

Comments 60

idvik October 26 2010, 06:05:18 UTC
А ведь точно, я об этом не задумывался.Спасибо.
Интересно, можно ли сюда отнести, такую юридическую категорию как равенство перед законом.
У меня вот такое впечатление, что априори в современной науке действует такой принцип, все исследователи равны перед законами природы.
То есть Кант разделил нам субьекта, а потом мы как бы юридически закрепили это.
И это само по себе носит уже статус закона научного познания.

Reply

ivanov_petrov October 26 2010, 13:25:42 UTC
Думаю, там намного важнее иное. Не перед законами природы... важнее не подвергающаяся осмыслению позиция исследователя, который вынесен из мироздания в незнаюкуда и оттуда видит всё истинно. Пред исследователем все равны, не перед законом.

Reply

idvik October 27 2010, 10:52:21 UTC
<<<который вынесен из мироздания в незнаюкуда и оттуда видит всё истинно>>>
Да это важно, как на той видеозаписи образования вселенной.
Но часто и бывает по иному, законы природы известны нам в общем и неизменном виде.
Но тут даже если не предполагать,что законы природы изменяются.
Они могут быть частностью более широких законов.

Reply


yuritikhonravov October 26 2010, 07:13:08 UTC
мусульманское право тоже прецедентно, однако ж вот - никаких подобных рез-тов; не говоря уж о том, что никакая юриспруденция не может считаться первоисточником движения культуры (в противоположность тому, во что верят столь многие юристы, уверенные, что разрешить любую проблему можно изданием новых законов), и обязательно возникает вопрос, а почему вдруг у этого народа возникло именно такое право, а другого другое

Reply

misha_makferson October 26 2010, 08:31:16 UTC
Э, как же это фикх прецедентен? Там во-первых в разных мазхабах по разному, а во-вторых "двери иджтихада закрыты", единоличное установление положений шариата не допускается.
Или я чего то не понимаю?

Reply

yuritikhonravov October 26 2010, 08:37:18 UTC
"двери иджтихада" тут вообще ни при чём, так же как и деление на мазхабы (они различаются по др. признакам); да, мус. право прецедентно и допускает использование местных обычаев (адатов) и любых когда-либо и кем-либо вынесенных мудрых решений (в т.ч. теоретических)

Reply

misha_makferson October 26 2010, 08:41:38 UTC
Мазхабы в такой трактовке очень даже причем. Ханбалиты например не признают урф (местную традицию).
Если же речь идёт о Сунне, то да изречения и поступки пророка и сподвижников являются источником права.

Reply


newtricker October 26 2010, 08:05:13 UTC
я думаю, что все же основание - Аристотелева логика. Точнее - та логика, которую Аристотель оформил единым корпусом. Она же лежит в основе Римского частного права и в основе систем, даже не основанных на римском частном праве, но уходящих корнями в греческо-римскую античность.

Reply

ivanov_petrov October 26 2010, 13:26:53 UTC
Это несколько о другом. Сказать это можно сотней способов, давайте я попробую так:

Аристотелеву логику можно понимать множеством способов (это было). то, как она в конечном счете сыграла в науке нового времени, определяется стилем мышления, который думал эту логику, а не самой логикой

Reply

newtricker October 26 2010, 13:41:49 UTC
К сожалению, как можно понимать Аристотелеву логику я не знаю. Поэтому эта цепочка мне пока не доступна.
Но между вашим и моим я имел ввиду вижу почти полное соответствие (образов, не слов). То, что я называю "логикой", вы назвали "стилем мышления". Далее я положил, что Аристотель оформил (сопоставил, сформировал корпус, создал систему, представил метод) предпочтитаемую им логику (стиль мышления) в виде формулировок. Далее было римское право.
Откуда восходит этот стиль мышления я не знаю. Для меня первым ярким представителем-носителем, который этот силь мышления в себе обраружил (культивировал) был Сократ. Я его принимаю именно как человека, который в себе взростил этот стиль мышления и дал возможность его принять другим. Как бы "посеял" этот стиль мышления. Ровно так же, как подобное посеял Иисуус (а я полагаю, что это был Иоанн Креститель)...

Reply

ivanov_petrov October 26 2010, 14:20:23 UTC
Нет, стиль мышления Аристотеля - это не его логика. Это совсем другое и про это говорить надо очень долго - это было почти сразу утеряно и потом почти не было осознано, там пунктир в новое время. Это другое. То есть, если проще - никто не унаследовал стиль аристотеля. А логику - да, и это совсем иное. логика - это механика, а стиль - вовсе не механика.
Что до разных пониманий логики - если угодно, самым простым делом будет поискать на "психологизм в логике". Там были крупные люди. И это лишь одно направление - не менее крупные были в других.

Увы, у сократа был совершенно иной стиль мышления, нежели у аристотеля.

Reply


misha_makferson October 26 2010, 08:35:34 UTC
Кстати, а ведь живое римское право (которое действовало собственно в Риме) тоже в каком-то смысле прецедентное. Из истории Рима что-то смутно вспоминается про преторское право.
Например "после издания закона Эбуция претору было дано право составлять в ходе судебного процесса обязательную для судей юридическую инструкцию (т. н. формулярный процесс)"

Reply


v_star_78 October 26 2010, 10:07:03 UTC
спасибо за текст. очень четко и концентрировано сформулировано то что я себе как-то так представлял.
я сейчас читаю студентам историографию археологии, и первые занятия как раз были посвящены становлению научных знаний о древности в 16 - 17 вв. описанная тут модель на этом узком и частном примере работает полностью.

Reply

ivanov_petrov October 26 2010, 10:11:37 UTC
По этому поводу полезно посмотреть становление церковного права - я сейчас не помню точно, это надо. конечно. не со слов. а по источникам, но примерно - там веке в 9 это было сделано. и через каноническое право традиция римской юриспруденции была передана в установки схоластического мышления. Следующий пункт там будет - можно по разным персоналиям смотреть, но самым ярким будет пример Декарта - можно найти монографические о нем исследования. профессиональные (в том смысле. что не просто чье-то мнение), что у него совершенно средневековая. схоластическая струкутра мышления, там сделаны некоторые - подробно описанные - новации в области обозначений и еще нескольких, но в целом взляды нормального схоласта - через Декарта и других это стало общепринятой рациональностью науки Нового времени. А другая линия - не французская. а английская - на указания о королевском общесве

Reply


Leave a comment

Up