Борьба за мир

Sep 26, 2007 17:29

"Политически мир не продвинулся ни на шаг со времен Тамерлана и Чингисхана. И разница только в том, что современные чингисханы все время говорят в категориях "свободы", "справедливости", "мира", тогда как их предшественники честно говорили о власти и славе ( Read more... )

religio2

Leave a comment

Прогресс налицо... lgdanko September 26 2007, 18:27:21 UTC
Технический прогресс очевиден. Однако, политический и нравственный прогресс тоже налицо. Даже если он проявляется всего лишь в смене лексики и риторики... Есть и другие критерии, но это другая тема.

Reply

Re: Прогресс налицо... ivanov_petrov September 26 2007, 18:52:57 UTC
Вы говорите чрезвычайно оригинальные мысли. Вы не могли бы сказать, в чем прогресс в указанных Вами областях - и на каких длительностях вы сделали это наблюдение? (я, разумеется, не о Вашем возрасте)

Reply

Re: Прогресс налицо... lgdanko September 26 2007, 19:55:14 UTC
Политический и нравственный прогресс трудно определяемы... (Еще Ж.Ж.Руссо пытался...). Однако... После известного "Не убий!" и других 10 заповедей психология человечества существенно изменилась. Это первый этап. Ныне человечество имеет рациональное основание: не просто понятие справедливости и нравствнности, но их правовое обоснование в международных общепризнанных пактах и документах, а также в своих конституциях, регламентирующих поведение государства по отношению к своим гражданам... Это второй этап - цивилизация...Ныне даже самый отъявленный и кровавый диктатор и диктатуры косят под демократию и клянутся ее святынями. Разве это не прогресс?.. Гуманстически ценности выработаны, формализованы и, практически, не подвергаются сомнению... Впрочем, это большая тема, заслуживает отдельного обсуждения... Я просто бездоказательно сформулировал результат: нравственный и политический прогресс человечества очевиден. Он более важен, чем прогресс технический. От него будет зависеть само существование человечества.

Reply

Re: Прогресс налицо... ivanov_petrov September 26 2007, 20:53:33 UTC
Кажется. я понял то, на что Вы указываете. Да, конечно... просто мне кажется. что сказанное Вами можно было произнести и - например - в 1913 году, и даже в 1938. И сейчас можно. Почему я и удивился... Шмеман-то понятно о чем говорил - именно о том. что говорить в конце ХХ века об этих вещах с тою же легкостью, как в 1880-х - ну нельзя... У него не получалось.

Reply

Re: Прогресс налицо... strepetaa October 1 2007, 06:31:35 UTC
А что, прогресс - это только тогда, когда "сейчас можно сказать", а сто лет назад было нельзя? А если действительно в 1913 был прогресс по сравнению с 1813, и сейчас тоже - по сравнению с 1913? Такое не рассматривается ( ... )

Reply

Re: Прогресс налицо... ivanov_petrov October 1 2007, 06:55:47 UTC
Вы правы. Я не вижу никакого очевидного нравственного прогресса. Причины Вами указаны.

Reply

Re: Прогресс налицо... strepetaa October 1 2007, 15:52:59 UTC
Я так и думал. А все-таки давайте попробуем разобрать один маленький пример. Вот с 1950 по настоящее время число стран, где отменена смертная казнь, выросло многократно. Как Вы думаете, имеет ли это отношение к нравственному прогрессу? Если нет, то почему?

Reply

Re: Прогресс налицо... ivanov_petrov October 1 2007, 16:40:02 UTC
Потому что фитюлешно и временно. Тренды за 50 лет смотреть скушно - если в цене деления у нас нравственный прогресс.

Reply

Re: Прогресс налицо... strepetaa October 1 2007, 16:45:58 UTC
Хорошо, давайте возьмем 200. Двести лет назад страна без смертной казни была всего одна. А во всех остальных - не только казнили, но казнили ПУБЛИЧНО, весьма жестоко и изобретательно. Публичные казни сошли на нет только к середине-концу 19-го века.

Ну что, все еще тренд не просматривается? Сколько Вам лет нужно, чтоб "не скушно" было?

Reply

Re: Прогресс налицо... ivanov_petrov October 1 2007, 16:48:39 UTC
Теперь я с грустью скажу, что на тренде в 200 лет, где явный прогресс по смертной казни по закону - мировые войны и пр. и др., что делает сей признак незначимым. Даже если стали на третье регулярно кисель выдавать, Освенцима это не перешибет. Нет, думаю я, глядя на кисель - не перешибет.

Reply

Re: Прогресс налицо... strepetaa October 1 2007, 17:47:39 UTC
(Вздыхая) так и думал, что на это съедем. Goodwin's law в действии ( ... )

Reply

Re: Прогресс налицо... ivanov_petrov October 1 2007, 20:03:36 UTC
Я возражаю не потому, что хочу спорить или переубедить. а только потому что не согласен. Насчет роста числа жертв с демографией - правда. Насчет того, что число потенциальных убийц , мучителей и подлецов уменьшается - ложь. Недаром в этом месте у Вас риторика... Про медленный прогресс - Гегеля я помню. А Ваша точка зрения... Я не буду обзываться. (написал кое-что и стер). Незачем. Жажда жить хорошо и верить в хорошее - штука не плохая. и обзываться незачем. Верьте. Но, боюсь, эта вера в Вас только потому, что...

Reply

Re: Прогресс налицо... strepetaa October 4 2007, 16:04:44 UTC
Спасибо, что не обозвались. Польщен. Но тогда зачем было оставлять это многоточие в конце? Договаривайте уж, пожалуйста, раз начали ( ... )

Reply

Re: Прогресс налицо... ivanov_petrov October 4 2007, 16:10:23 UTC
Договаривать не буду. Это тоже риторический прием.
О снижении преступности не знаю. Видел лишь противоположные данные.
Нет, не стояние на месте. Я бы описал ситуацию как развитие и рост одних сторон социальной жизни и деградацию других. Как всегда, в общем.

Reply

Re: Прогресс налицо... strepetaa November 19 2007, 06:17:56 UTC
> Я бы описал ситуацию как развитие и рост одних сторон социальной жизни и деградацию других ( ... )

Reply

Re: Прогресс налицо... ivanov_petrov November 19 2007, 06:27:22 UTC
_Типа вывернулись_

Нет, у меня не было цели выворачиваться. Если Вам надо, признаю полное свое поражение. Всего доброго.

Reply


Leave a comment

Up