"самое общее место для людей, противопоставляющих себя разнообразной тирании и людоедству (настоящим или выдуманным) - опора исключительно на «научную картину мира»... ... в общем, тотальному счастью человечества препятствует только и исключительно его предполагаемая темнота. и недостаток таблеток."
Как-то я спросила у буддийских учителей: "Чем, в конце концов, буддизм отличается от научного мировоззрения?" "Наука не занимается счастьем", - ответили мне, - "Как достичь счастья - просто не является ее предметом. А предметом буддизма только это и является." Причем по мнению буддистов, как раз именно темнота (無明の闇 ("мумё: но ями" - "темнота неведения")) и является главным препятствием на пути к тотальному счастью (絶対の幸福 ("джеттай но ко:фуку" - "абсолютное счастье")).
Интересно. Потому что, как я понимаю, буддизма немало самого разного и относительно счастья там разные взгляды (не только на то, что это, но и вообще полезно оно или вредно).
В комментариях у неоднократно цитируемого тут anairos, помнится, недавно проскакивала притча - тоже буддийская - про взгляд на счастье и нирвану. Как возвращающийся домой отец, видя что дом горит, крикнул детям "быстрее выбегайте, посмотрите, какие подарки я принёс вам с рынка!" и тем их спас (но подарков предъявить, понятно, не мог).
Ну, в горящем доме сидеть и сгорать там заживо видимо явно хуже, чем за его пределами - в этом вроде бы все школы согласны. Хотя за все я, конечно, не поручусь )
А вот словесное описание "Чистой Земли" в тех сутрах, что я читала, создает впечатление скорее чего-то помпезного и богатого, нежели счастливого. Остается только сделать скидку, что это метафора, доступная пониманию среднестатистического крестьянина той эпохи )
Если я правильно понимаю - поправьте, если что - чистые земли в любом варианте буддизма не есть финал, а есть промежуточная станция. То есть попадание туда есть существенный выигрыш, но цель это максимум промежуточная?
Насколько мне известно - это конечная станция. В "Школе Чистой Земли" промужуточная - это "просветление при жизни" (51-й уровень сатори), на котором уже точно понятно, что ты покидаешь колесо сансары, но чтобы окончательно, де-факто уже его покинуть - нужно умереть и возродиться в этой самой "Чистой земле" уже Буддой.
Но я тоже не то чтобы эксперт, а лишь обучаюсь, так что тоже могу всего до конца не знать.
Конечно, у буддизма много разных разновидностей и ветвей, но всё же учение Будды было не столько о способах достижения счастья, сколько о способах освобождения от страдания, вызванного желаниями, включая желание счастья
В той школе, которую я изучаю, освобождение от старадний как-то по-умолчанию считается, видимо, необходимым и достаточным условием счастья. Собственно, я с ней в этом согласна, потому, видимо, и изучаю именно ее ).
Ну и не "желаниями", а 煩悩 ("бонно:"), которые я на русский перевела бы скорее как "страсти". "Желания" в их составе только одно из. С этими 煩悩 что-то там должно произойти, в результате просветления, но никто точно не знает что, ибо это несказанно.
... в общем, тотальному счастью человечества препятствует только и исключительно его предполагаемая темнота. и недостаток таблеток."
Как-то я спросила у буддийских учителей: "Чем, в конце концов, буддизм отличается от научного мировоззрения?"
"Наука не занимается счастьем", - ответили мне, - "Как достичь счастья - просто не является ее предметом. А предметом буддизма только это и является."
Причем по мнению буддистов, как раз именно темнота (無明の闇 ("мумё: но ями" - "темнота неведения")) и является главным препятствием на пути к тотальному счастью (絶対の幸福 ("джеттай но ко:фуку" - "абсолютное счастье")).
Reply
А противопоставляют ли буддисты себя разнообразной тирании и людоедству (настоящим или выдуманным)?
Reply
Нет, ни лишь констатируют.
Reply
зависит от буддистов
https://time.com/archive/6643742/the-face-of-buddhist-terror/
Reply
( ... )
Reply
В комментариях у неоднократно цитируемого тут anairos, помнится, недавно проскакивала притча - тоже буддийская - про взгляд на счастье и нирвану. Как возвращающийся домой отец, видя что дом горит, крикнул детям "быстрее выбегайте, посмотрите, какие подарки я принёс вам с рынка!" и тем их спас (но подарков предъявить, понятно, не мог).
Reply
Ну, в горящем доме сидеть и сгорать там заживо видимо явно хуже, чем за его пределами - в этом вроде бы все школы согласны. Хотя за все я, конечно, не поручусь )
А вот словесное описание "Чистой Земли" в тех сутрах, что я читала, создает впечатление скорее чего-то помпезного и богатого, нежели счастливого. Остается только сделать скидку, что это метафора, доступная пониманию среднестатистического крестьянина той эпохи )
Reply
Reply
Насколько мне известно - это конечная станция. В "Школе Чистой Земли" промужуточная - это "просветление при жизни" (51-й уровень сатори), на котором уже точно понятно, что ты покидаешь колесо сансары, но чтобы окончательно, де-факто уже его покинуть - нужно умереть и возродиться в этой самой "Чистой земле" уже Буддой.
Но я тоже не то чтобы эксперт, а лишь обучаюсь, так что тоже могу всего до конца не знать.
Reply
Reply
В той школе, которую я изучаю, освобождение от старадний как-то по-умолчанию считается, видимо, необходимым и достаточным условием счастья. Собственно, я с ней в этом согласна, потому, видимо, и изучаю именно ее ).
Ну и не "желаниями", а 煩悩 ("бонно:"), которые я на русский перевела бы скорее как "страсти". "Желания" в их составе только одно из. С этими 煩悩 что-то там должно произойти, в результате просветления, но никто точно не знает что, ибо это несказанно.
Reply
Они должны отсоединиться от Я, как отваливается высохшая болячка или как змея сбрасывает старую кожу
Reply
Да, там много всяких таких метафор, но чем же все это будет являться по сути - никому непонятно, ибо нет такого опыта в человеческом мире.
Reply
чего тут непонятного? где хошь говорит найду и горло перережу мордасти будут взамен страстей!
Reply
Вот и посмотрим этим мордастям в их, с позволения сказать, морды.
Reply
Reply
Leave a comment