***

Jun 15, 2024 00:07


Read more... )

livejournal2

Leave a comment

brat_chik_2 June 15 2024, 07:26:10 UTC

"Материя не обладает свойством развития. Будучи однажды созданным, камень не изменит свой вес. Но Бог обладает способностью меняться, поэтому он сможет поднять такой камень".

Парадокс про камень был измышлен в христианской среде. И отвечая на него следует принимать и остальные "правила игры" христианского богословия. А одно из базовых утверждений о Боге в христианстве, это то, что Он неизменен.

Reply

uxus June 16 2024, 11:50:48 UTC
Простите, а Вы можете сослаться на конретный догматъ?

(Что многiе европейскiе философы и нѣкоторые богословы такъ думали - я въ курсѣ.)

Reply

brat_chik_2 June 16 2024, 13:05:38 UTC

Сам термин "догмат" имеет неоднозначен. И точного списка догматов нет, по крайней мере в православии.

Могу сослаться на учебник догматического богословия священника Олега Давыденкова.

https: //azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/4_1_2 (убрать пробел после двоеточия)

Там пункт 1.2. как раз про неизменяемость. С цитатами и всем, что необходимо нормальному теологу ))

Reply

uxus June 18 2024, 09:12:52 UTC
Спасибо! И, среди прочаго, по Вашей ссылкѣ:

Богу присущ динамизм жизни, но этот динамизм не может быть выражен посредством понятий «покоя» и «движения».

[...]

«Он при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, пребывает в Себе и является Причиной и вечности, и времени...»

[...]

Поэтому, рассуждая о неизменяемости Божией, невозможно представить себе, что это такое. Через этот термин выражается та мысль, что Бог через проявление Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и не приобретает ничего такого, чего бы не имел. Он не умаляется и не возрастает в Своем бытии.

От неизменяемости Божественной сущности следует отличать икономическую, т. е. внешнюю по отношению к Божественной сущности, изменяемость. Последняя касается не самой сущности, которая всегда остается неизменной, а отношений между Богом и тварным миром, Богом и человеком. Эти отношения, действительно, могут изменяться.Полагаю, можно болѣе-менѣе безконечно спорить о примѣнимости этихъ словъ къ вопросу о камнѣ (который, к. м. к., рѣшается ( ... )

Reply

brat_chik_2 June 18 2024, 16:54:51 UTC

Т.к. всякое формальное богословие неизбежно приводит к вопросам о камнях и ангелах на игле, некоторые богословы изобрели апофатическое богословие. Это когда Бога не определяют какими-то терминами, не наделяют свойствами и характеристиками, а идут от противного. "Бог не есть то или иное". И вникая в слова, оказывается, что Он не есть ни любовь, ни добро и всемогущество. Потому, что мы можем вкладывать в эти слова только знакомые нам человеческие смыслы, а Бог должен быть иным. Финальный пункт этого богословского путешествия - исихия. Молчаливое созерцание.

............................

А насчёт живого-мёртвого... что-то мне кажется, что наоборот. Всегда всё скатывалось к антропоморфизму. Люди хотят верить в человека. Понятного и предсказуемого.

Reply

uxus June 19 2024, 13:26:54 UTC
Съ чистой апофатикой легко договориться вовсе даже до нирваны. (Моё дѣло предупредить, ага.)

Антропоморфизмъ - да, есть такое... но одно другому на практикѣ какъ бы и не противорѣчитъ. Съ удовольствiемъ вѣруютъ въ Матрицу съ антропоморфнымъ агентомъ Смитомъ.

Reply


Leave a comment

Up