Место для вопроса

Jun 12, 2024 13:10

Вопросы непрофессионалов, которые хотят понять - о чем угодно. Задавайте, если интересно. Отвечайте, если в самом деле можете.

quest

Leave a comment

sh_e_k June 13 2024, 09:54:29 UTC
С физическим миром человек связан через физиологию, разумно предположить, что и ментальным миром человек связан через нечто пока без названия, пусть будет ментология. В физическом мире упал в яму, физиология отреагировала физической болью. В ментальном мире упал в яму - ментальная боль, которую называют угрызениями совести. А есть ли критерии, по которым можно определить, что выбрался из ямы? В физическом мире физиология на этот счет молчит. Если только прислушаться к психике. Ловить ощущение вольности? А что ловить в сознании относительно ментальной ямы?
Из ментальной ямы выбраться говорят путь один - через покаяние. Но это нечто схожее с физическим усилием, которое помогает выбраться из физической ямы, но само усилие не гарантирует результат. Усталость не мерило.
Вспомнился роман «Женщина в песках».

Reply

till_j June 13 2024, 10:46:50 UTC

Насколько я помню "Женщину в песках", там не о том, как выбраться из ямы, а о том, как принять своё положение и понять, что разницы между "ямой" и "поверхностью" не существует.

Reply

sh_e_k June 13 2024, 11:58:43 UTC
Я про саму ситуацию. Можно принимать эту ситуацию конечно по разному. Но в целом кажется «не сдюжил», хотя оправданий для «не сдюжил» воз и маленькая тележка.

Reply

kryloyashher June 13 2024, 10:48:57 UTC

ментальная боль, которую называют угрызениями совести

Полагаю, что вы смешали два разных процесса: внутреннее восприятие кармической ошибки (что связано с т.н. казуальным уровнем) и действительно ментальную реакцию на это восприятие (манипура).

Что же касается "ментальной ямы", то, наверное, ближе всего состояние фрустрации.

Иное дело, что фрустрация вполне может быть следствием восприятия кармической ошибки - мук совести. Хотя и не обязательно. Например, если фюрер провозгласил, что освобождает от химеры совести, то тема фрустрации по некоторым вопросам гуманизма отпадают.

Reply

sh_e_k June 13 2024, 11:55:27 UTC
Процесс значит... Будизм, как минимум в том виде который доходит до меня, всегда представляется как механика из ментального мира. Как рассказ не о природе, а о гербарии. Я думаю именно поэтому его так любят психологи - мышление схожее.

Reply

sh_e_k June 13 2024, 12:10:58 UTC
Еще одно сближение буддизма и психологии. Психологи учат как встроиться в социальность. Сама социальность плевать какая. Будизм учит как встроиться в ментальность. Сама ментальность плевать какая. В целом как стать песчинкой процесса.

Reply

kryloyashher June 13 2024, 13:03:06 UTC

как встроиться в ментальность

Сюда заходят знатоки буддизма - им бы и ответить. Я же предположу, что вы ошибаетесь в этом утверждении, т.к. ментальность - это лишь прослойка, наподобие толщи текущей воды, на пути к состоянию внутренней цельности и исчезновению обособленного "Я". Поэтому встраиваться в неё, означало бы погружение в тупик ментальных переживаний. Напротив, их надо предельно успокоить и этим добиться неискажающей прозрачности. А одним из средств достижения этого является рациональное объяснение причин возникновения ментальных завихрений. (Например, упомянутых кармических ошибок).

Reply

sh_e_k June 13 2024, 13:28:26 UTC
А что такое ментальные переживания? Любой пример, чтоб понял о чем речь.
А встраивание в социальность, или уже, в какой-нибудь коллектив или социальную группу, это разве не схожий процесс с тем, что описали Вы?

Reply

kryloyashher June 13 2024, 19:06:11 UTC

"Ментальные переживания", это условное определение конфликта установок целеполагания. Например, есть обязательства перед конкретными лицами, есть перед коллективными образами, есть внутренние страхи или предпочтения, есть просто непонимание происходящего - всё это образует подвижный компот, в котором нужно выстроить некую иерархию значимости. Собственно в этом и состоят "ментальные переживания" )

На мой взгляд.

Reply

sh_e_k June 14 2024, 06:14:17 UTC

Это всё для меня социальные игры. То есть это зона психики. В моем же представлении психика и ментальное направлено в разные стороны. Психика на обособленность и социальность это вынужденное объединение, а ментальность на единение, и ментальное Я это вынужденная обособленность.

Reply

kryloyashher June 14 2024, 21:15:09 UTC

Не возражаю. Вы воспроизводите своими словами "классическую" ведическую схему трёхчастного (точнее 3-х уровневого) ума: нижний - рефлексия (инстинкты); средний - психика (социальность); верхний - прямое знание (ведение).

Прямое знание - ведение - это и есть единство с искомой внешней сущностью. Это ещё не полное единство, но тождественность в части восприятия сути (смысла) .

Поскольку это состояние выше по качеству, чем привычная нам пространство социальности (психика), то мы и не воспринимаем его. Лишь в моменты сочетания многих факторов, приводящих к совпадению личных свойств и свойств внешней сущности может возникнуть спонтанный резонанс, и мы что-то вдруг осознаём как откровение - какой-то смысл события, состояния, проблемы... Но удержать долго не можем, и остаётся вспоминать как "вдруг понял...!"

Т.е. полученное знание становится доступным, но состояние откровения - увы - вновь за горизонтом )

Reply

proto_reader June 13 2024, 12:13:32 UTC

"Выбрался из ямы" - смог увидеть ее со стороны?

Reply

sh_e_k June 13 2024, 12:16:15 UTC
Да. В этом что-то есть. Но слишком туманно.

Reply

antroparium June 13 2024, 17:22:24 UTC

Угрызения совести бывают от понимания или ощущения того, что поступил не должным образом, допустил в себе непростительную слабость, сделал что-то не в соответствии со своими идеалами, пошел на поводу своих чувств и сиюминутных желаний в то время как холодная голова сделала бы по-другому. Источник угрызений совести - несоответствие идеального себя и реального в результате того, что пошел на поводу сиюминутных обстоятельств (например, гормональных процессов или страха).

По мне, начало покаяния - это открытие нового взгляда на природу себя и нахождение объяснения своим действиям, отказ от восприятия себя как чего-то уникального и взгляд на себя как на типичного представителя человеческого рода, совершающего типовые ошибки (свойственные разным людям в той или иной мере).

Важнее, наверное, не столько выбраться из ямы, сколько в нее не падать со свойственной для себя регулярностью. Изучать приемы безопасного перемещения по местности, учиться контролировать свою психику, эмоции, чувства. Религиозные заповеди, в этом смысле, мне ( ... )

Reply

sh_e_k June 14 2024, 05:31:02 UTC
Два момента смущают.
Первый то, что Вы считаете обыденность идеалом. Исходя из Ваших слов может сложится представление, что злоба, подлость, насилие - это обыденность. А недостижимый идеал отсутствие этого, а значит угрызения совести - это реакция на завышенные , нафантазированные требования к реальности.
Второй - представление, что ям как таковых нет, раз нет ни слова о том как оттуда выбраться. Мне же кажется, что ментальная яма это очень хорошая метафора, так как многое объясняет. Например, почему тяжело дается только первый шаг, а повторы даются проще. И почему становится сложно не повторяться.

Reply

antroparium June 14 2024, 11:01:21 UTC

Угрызения совести могут быть по отношению к воплощению своего несовершенства, например, на фоне некоторого эталона, образца, как вполне реального отражения идеала. При этом не любого своего несовершенства, а такого, которое лично можно выбрать и на какое хватает сил для исправления.

Допустим, в юном возрасте я вёл аморальный образ жизни, плыл по течению, не имея возможности посмотреть на себя со стороны (вследствие отсутствия правильного опыта, отсутствия значимых авторитетов). Но в какой-то момент ко мне пришло понимание, что я веду аморальный образ жизни, и начиная с этого момента я могу сделать выбор - продолжать это, или заняться чем-то достойным. Если я продолжу прежнюю жизнь, у меня будут угрызения совести: я открыл для себя нечто новое, посмотрел на себя другим взглядом, но во мне не хватило мужества начать идти в нужную сторону.

Reply


Leave a comment

Up