Угрызения совести бывают от понимания или ощущения того, что поступил не должным образом, допустил в себе непростительную слабость, сделал что-то не в соответствии со своими идеалами, пошел на поводу своих чувств и сиюминутных желаний в то время как холодная голова сделала бы по-другому. Источник угрызений совести - несоответствие идеального себя и реального в результате того, что пошел на поводу сиюминутных обстоятельств (например, гормональных процессов или страха).
По мне, начало покаяния - это открытие нового взгляда на природу себя и нахождение объяснения своим действиям, отказ от восприятия себя как чего-то уникального и взгляд на себя как на типичного представителя человеческого рода, совершающего типовые ошибки (свойственные разным людям в той или иной мере).
Важнее, наверное, не столько выбраться из ямы, сколько в нее не падать со свойственной для себя регулярностью. Изучать приемы безопасного перемещения по местности, учиться контролировать свою психику, эмоции, чувства. Религиозные заповеди, в этом смысле, мне представляются чем-то похожим на правила техники безопасности.
Два момента смущают. Первый то, что Вы считаете обыденность идеалом. Исходя из Ваших слов может сложится представление, что злоба, подлость, насилие - это обыденность. А недостижимый идеал отсутствие этого, а значит угрызения совести - это реакция на завышенные , нафантазированные требования к реальности. Второй - представление, что ям как таковых нет, раз нет ни слова о том как оттуда выбраться. Мне же кажется, что ментальная яма это очень хорошая метафора, так как многое объясняет. Например, почему тяжело дается только первый шаг, а повторы даются проще. И почему становится сложно не повторяться.
Угрызения совести могут быть по отношению к воплощению своего несовершенства, например, на фоне некоторого эталона, образца, как вполне реального отражения идеала. При этом не любого своего несовершенства, а такого, которое лично можно выбрать и на какое хватает сил для исправления.
Допустим, в юном возрасте я вёл аморальный образ жизни, плыл по течению, не имея возможности посмотреть на себя со стороны (вследствие отсутствия правильного опыта, отсутствия значимых авторитетов). Но в какой-то момент ко мне пришло понимание, что я веду аморальный образ жизни, и начиная с этого момента я могу сделать выбор - продолжать это, или заняться чем-то достойным. Если я продолжу прежнюю жизнь, у меня будут угрызения совести: я открыл для себя нечто новое, посмотрел на себя другим взглядом, но во мне не хватило мужества начать идти в нужную сторону.
Угрызения совести бывают от понимания или ощущения того, что поступил не должным образом, допустил в себе непростительную слабость, сделал что-то не в соответствии со своими идеалами, пошел на поводу своих чувств и сиюминутных желаний в то время как холодная голова сделала бы по-другому. Источник угрызений совести - несоответствие идеального себя и реального в результате того, что пошел на поводу сиюминутных обстоятельств (например, гормональных процессов или страха).
По мне, начало покаяния - это открытие нового взгляда на природу себя и нахождение объяснения своим действиям, отказ от восприятия себя как чего-то уникального и взгляд на себя как на типичного представителя человеческого рода, совершающего типовые ошибки (свойственные разным людям в той или иной мере).
Важнее, наверное, не столько выбраться из ямы, сколько в нее не падать со свойственной для себя регулярностью. Изучать приемы безопасного перемещения по местности, учиться контролировать свою психику, эмоции, чувства. Религиозные заповеди, в этом смысле, мне представляются чем-то похожим на правила техники безопасности.
Reply
Первый то, что Вы считаете обыденность идеалом. Исходя из Ваших слов может сложится представление, что злоба, подлость, насилие - это обыденность. А недостижимый идеал отсутствие этого, а значит угрызения совести - это реакция на завышенные , нафантазированные требования к реальности.
Второй - представление, что ям как таковых нет, раз нет ни слова о том как оттуда выбраться. Мне же кажется, что ментальная яма это очень хорошая метафора, так как многое объясняет. Например, почему тяжело дается только первый шаг, а повторы даются проще. И почему становится сложно не повторяться.
Reply
Угрызения совести могут быть по отношению к воплощению своего несовершенства, например, на фоне некоторого эталона, образца, как вполне реального отражения идеала. При этом не любого своего несовершенства, а такого, которое лично можно выбрать и на какое хватает сил для исправления.
Допустим, в юном возрасте я вёл аморальный образ жизни, плыл по течению, не имея возможности посмотреть на себя со стороны (вследствие отсутствия правильного опыта, отсутствия значимых авторитетов). Но в какой-то момент ко мне пришло понимание, что я веду аморальный образ жизни, и начиная с этого момента я могу сделать выбор - продолжать это, или заняться чем-то достойным. Если я продолжу прежнюю жизнь, у меня будут угрызения совести: я открыл для себя нечто новое, посмотрел на себя другим взглядом, но во мне не хватило мужества начать идти в нужную сторону.
Reply
Leave a comment