"идея произведения" это всегда рационализация. идея и произведение это одно и то же. цель и средства, мотив и действие тут неразличимы. если же можно обнаружить зазор, значит творчество не вполне настоящее. не идея движет автором, когда он расставляет ноты или слова в единственно возможном порядке. а язык... что язык. он (художественный ли, русский ли) создан теми же законами, которые действуют снизу доверху. в этом смысле разделение материального и нематериального на мой взгляд достаточно бессмысленно.
а красивая фраза про добро и зло, как мне видится, исходит из невысказанного предположения о природном нравственном убожестве человека, который, тем не менее (от большого ума, видимо), стремится к добру. то есть человек вынужден делать добро из себя, в то время как сам-то он дрянь.
"идея произведения" это всегда рационализация. идея и произведение это одно и то же. цель и средства, мотив и действие тут неразличимы.
если же можно обнаружить зазор, значит творчество не вполне настоящее.
не идея движет автором, когда он расставляет ноты или слова в единственно возможном порядке.
а язык... что язык. он (художественный ли, русский ли) создан теми же законами, которые действуют снизу доверху.
в этом смысле разделение материального и нематериального на мой взгляд достаточно бессмысленно.
а красивая фраза про добро и зло, как мне видится, исходит из невысказанного предположения о природном нравственном убожестве человека, который, тем не менее (от большого ума, видимо), стремится к добру. то есть человек вынужден делать добро из себя, в то время как сам-то он дрянь.
правда ли это? нет конечно.
Reply
Leave a comment