***

Jun 07, 2022 16:34


Read more... )

livejournal2

Leave a comment

poljakof June 10 2022, 21:45:05 UTC
Любжин и его предшественники (Зелинский и Катков) ставят на первое место именно сложность грамматики этих языков. Это, на их взгляд, позволяет им выполнять те же функции, что математика - отличать умного от дурака.

Древние языки когда-то ввели в школьную программу вовсе не ради терминологии. А из-за высокого статуса античной культуры. Считалось, что превзойти античные образцы невозможно. Собственно по этой причине теперь изучают английский. Это язык "высокой цивилизации". Придумывать же для школьного изучения языка какие-либо другие функции кроме общения (чтения на нем) абсурдно.

Reply

paxxom June 10 2022, 23:44:12 UTC

Древнегреческий и латынь языки довольно простые. Суть здесь не в этом. Суть в том, что это фундамент. Без знания классических языков для вас вокруг звенящая медь, хотя бы в том же английском. А со знанием таковых вы можете легко прочитать китайскую статью по биохимии, потому что китайцы переводили всю терминологию буквально на вэньянь. Ради сложности стоит тогда уж санскрит какой-нибудь изучать.

Reply

poljakof June 11 2022, 00:39:15 UTC
Кажется я ясно дал понять, что теорию педагогической пользы сложных языков считаю антинаучной. Вот и предлагайте сторонникам гимназий изучать санскрит, раз для них главное сложность грамматики.

Научная терминология изучается в каждой науке вместе с этой наукой в соответствующих университетах. Перевод китайской статьи это такая редкая опция, что нет смысла ориентироваться на нее в школе. Всякий, кому это надо может выучить латинский самостоятельно, а китайский в университете.

Суть именно в том, что фундамент для жизни в эпоху классицизма, когда половина науки была на древних языках, пытаются приспособить для современной эпохи из-за преклонения перед дореволюционной культурой, хотя уже в 19 веке гимназии были анахронизмом. Поэтому тогда и придумали теорию "тренировки ума", какой-то математичности древних языков. Теперь ее без всяких изменений пропагандируют сторонники возврата к гимназиям.

Reply

paxxom June 11 2022, 09:44:16 UTC

Ну она изучается, конечно. Но это бессодержательное абсолютно изучение. Поэтому каждый человек с европейским высшим образованием классические языки должен знать. Прилично. Свободно читать и разбирать хотя бы школьные тексты. Иначе это не европейское образование. Или не высшее. Посмотрите на какого-нибудь Бориса Джонсона. Он по десять минут Гомера в подлинники шпарит наизусть. У них не устарело. А у нас устарело. Философфаки выпускают слесарей. Которые Платона или Аристотеля изучали на языке родных осин. А в лучшем случае на уродском англороманском пиджине. Биологи или медики даже латыни толком не знают. Рабфак это советский, а не высшее образование. Техникум

Reply

poljakof June 11 2022, 10:08:05 UTC
А почему бы не взять американских президентов, из которых последний кто знал хотят бы один иностранный язык правил 80 лет назад? Никакой Европы в качестве самостоятельного культурного и политического субъекта давно уже нет. Главная гордость современной Англии это не борисы джонсоны и вильсоны, а полуграмотные (в вашем смысле), полностью американизированные Битлз. У Леннона не то что латынь, Иисус вышел из моды.

Задача высшего образования подготовить специалиста в конкретной сфере. В какой мере надо знать языки определяется спецификой профессии, а не общими рассуждениями о красивой дореволюционной жизни. Зачем надо знать языки, если все переведено еще один вопрос. Опять пойдут рассуждения про глубокий смысл грамматики, передающей какие-то глубокие оттенки мысли.

Reply

paxxom June 11 2022, 14:59:12 UTC

Европа и европейская культура это античность. Пусть даже отчасти переданная через арабов. Люди, которые пытаются освоить эту культуру без классических языков это слепыши. В совке это всех устраивало. До сих пор реликты этих слепышей копошатся в навозе в виде постсоветской "интеллигенции"

Reply

paxxom June 13 2022, 01:15:23 UTC

Вы не можете работать с источниками в переводах. Это непрофессионально. Гумилевщина

Reply

poljakof June 15 2022, 20:02:20 UTC
С источниками работают историки и филологи. А речь идет об "общеобразовательном" предмете.

Reply

paxxom June 16 2022, 01:11:06 UTC

Ну ничего. Математику же преподают. А не только щот

Reply

poljakof June 16 2022, 15:35:07 UTC
А кто сказал, что программа по математике не перегружена?

Reply

paxxom June 17 2022, 02:56:25 UTC

Скорее сильно не догружена

Reply

paxxom June 13 2022, 01:17:57 UTC

Это все равно что учить физику или биологию по популярным изданиям, а потом писать научные статьи. Изучение источников в переводах даёт такие же фатальные ошибки. Вы можете составить только самое общее представление

Reply

grisabella June 13 2022, 08:23:31 UTC
Ну, абсолютный перевод невозможен же. Есть хорошие переводы, есть плохие, но никакой не равен оригиналу.
Мой сын учился на направлении компьютерной лингвистики, собственно, первое слово главное, и работает он в ИТ. Но языки у них были, в т.ч. латынь. Он говорил, что это один из самых полезных предметов, которые он изучал. Просто для развития извилин, для расширения горизонта.

Reply

poljakof June 15 2022, 20:20:26 UTC
То, что невозможно перевести дается в комментариях. Большинство литературных, философских влияний шли через переводы, причем не самые лучшие. Пушкин почти всю мировую литературу знал через французские переводы.

От того, что многие люди убеждены в пользе латыни для "развития ума" это утверждение нельзя считать истиной. Многие расскажут и об удивительной точности астрологии, вещих снов и т.п.

Reply

66george June 12 2022, 22:48:19 UTC
И что, он умный, Борис Джонсон? Почему скрывает?

Reply

paxxom June 13 2022, 00:58:27 UTC

Человек на работе. Буша ещё вспомните.

Reply


Leave a comment

Up