Это было бы интересное замечание, если бы ув. platonicus (и др) только орфографией и ограничились бы; но это не так. В современном языке отсутствуют такие в общем-то элементарные вещи, как вежливое нейтральное безличное обращение. Можно ли в таких условиях всерьёз ожидать преспективных "ростков"?
Но и реконструировать дореволюционный речевой этикет - странно было бы.
Скажу так: мы пребываем в неврозе по поводу советского и несоветского прошлого. На слово "товарищ" вздрагиваем, потому что "ты что, совок?!", на "господин" - потому что "в СССР господ нет!", а на "гражданин" - потому что это похоже на "гражданин, пройдёмте", а не "гражданин великой страны". Только неврозом можно объяснить эти неловкости и увёртки - от быдловатого "мущщина!" до вычурных "сударь" и "месье".
Большевики смогли себе позволить волевое решение эту проблемы вдребезги пополам: был господин, стал товарищ или не товарищ! И народ за десятилетия привык и обжился. А с отменой товарищей тридцать лет сиську мнём, потому что нет единого центра управления - да и слава богу. А надо было отменять товарищей? Хорошее же слово. Ну, демшизу крючило, но какого чёрта демшиза села народу на голову. В армии не стали заниматься фигнёй и сохранили уставных товарищей. Ну и молодцы.
Я в целом согласен с вами, только замечу ещё, что состояние живого языка очевидно отражает состояние общества - и отсутствие в нём культурной целостности, и отсутствие уважения к человеку. Нет причин обратиться к постороннему человеку уважительно и безоценочно, просто ситуации такой не возникает - потому и слова такого нет.
В современном языке отсутствуют такие в общем-то элементарные вещи, как вежливое нейтральное безличное обращение. Можно ли в таких условиях всерьёз ожидать преспективных "ростков"?
Reply
Скажу так: мы пребываем в неврозе по поводу советского и несоветского прошлого.
На слово "товарищ" вздрагиваем, потому что "ты что, совок?!", на "господин" - потому что "в СССР господ нет!", а на "гражданин" - потому что это похоже на "гражданин, пройдёмте", а не "гражданин великой страны".
Только неврозом можно объяснить эти неловкости и увёртки - от быдловатого "мущщина!" до вычурных "сударь" и "месье".
Большевики смогли себе позволить волевое решение эту проблемы вдребезги пополам: был господин, стал товарищ или не товарищ! И народ за десятилетия привык и обжился.
А с отменой товарищей тридцать лет сиську мнём, потому что нет единого центра управления - да и слава богу.
А надо было отменять товарищей? Хорошее же слово. Ну, демшизу крючило, но какого чёрта демшиза села народу на голову.
В армии не стали заниматься фигнёй и сохранили уставных товарищей. Ну и молодцы.
Reply
Reply
Leave a comment