Я уже не раз рассказывал о том, что мне интересно - об изменении антропологии современного человека, и современного - это не "десять тысяч лет назад", а сейчас вот, только что. Этот мой интерес находится в приятном контрасте с мнением, что за последние 30000 лет с человеком ничего не произошло, и всякие там шумеры с египтянами были точно как мы, только с сериалами у них было плохо. И вот, вместо того, чтобы спорить про египтян, я смотрю в 2000 год, в год 2005 и такие вот недавние годы. Вдруг там чего случилось? ведь интересно же.
Так вот, есть такой приматолог Франс де Вааль, который написал несколько популярных книг по поведению. Недавно было замечено, что в современной науке поделены меж специальностями функции религии, за творение отвечает "тяжелая физика", а вот насчет всяких там моральных норм, альтруизма и заповедей у нас работает биология. И Вааль, конечно, отличный работник - он сам из атеистов будет, крепкий эволюционист, к тому же приматолог. Кто, как не он, знает, как возникала человеческая нравственность и разумность. При этом самым приятным образом Вааль - голландец, отчего в нем присутствует некоторое чувство меры, определенные интеллектуальные манеры и он более, чем религию, не любит догматизм, от чего многих атеистов даже кушать не может. А так - хорошая современная популяризация, наблюдения и опыты, слоны помогают друг другу, шимп откусывает человеку палец и еще через 20 лет помнит об этом, чувствуя себя виноватым. В общем, вполне душеспасительно; самцы шимпанзе иногда выхаживают сирот, заботясь, как мамы, а чтобы слон прошел зеркальный тест, зеркало должно быть большое.
Что же в этом во всем интересует меня? Ну конечно же зрители. Об этом в книгах очень мало, но мой интерес именно такой. Мне не интересны современные душеспасительные лекции о мирных сексуальных обезьянах, мнение приматолога об этике (и истории искусства, это он тоже любит) я, содрогаясь, пропускаю. А останавливаюсь и вчитываюсь в редком месте.
Понимаете, этот Вааль, приматолог, популяризатор, который на протяжении трех переведенных у нас и многих еще не успетых книг разгадывает загадки поведения животных, понимает слонов, шимпанзе, бонобо, кошек, он в одном редком месте признается, что встретил загадочное поведение и не знает его объяснения.
Итак, Франс де Вааль много лет подряд, десятилетиями читал лекции по происхождению человека и по возникновению морали. Он читал в Голландии и Франции, в Германии и Штатах, он мир объездил с этими лекциями. Представляете? Понятно, что он обновляет содержание, но все же ухватки, набор примеров, ожидание реакции аудитории - за десятки лет... Он заранее знает, как они хихикнут, когда покривятся, когда заинтересуются, когда будет скучноватый кусок и надо быстрее к живому примеру. Знает по опыту - как говорится, только первые 3000 часов лекций тяжело, потом втягиваешься. Он отлично знает эту свою вечно обновляющуюся и совершенно неизменную аудиторию, с ее сомнениями в эволюции, у него наготове отличные примеры, что это суеверие - не верить в эволюцию, он заранее знает, что может убедить аудиторию, восхитить ее.
И вот у него есть проходное место. Такая "теория лакировки". Теория идет корнями своими еще из... в общем, совсем старого века, это из еще совсем прежних нравственных учений, потом подхваченных специалистами по поведению и антропологами. Там говорится, что у человека злое, эгоистичное, жадное ядро личности. Ну, знаете, да... Внутри человека - злобный крокодил, на шее которого сидит злющая обезьяна, и только сверху пристроился маленький человечек. Злое, то есть эгоистичное ядро древних моделей поведения, тонкий слой цивилизации - ну, вы знаете, это все знают, это сказано несчетным числом проповедников. Там среди них знаменитые современныефилософы, знаменитейшие социологи, экономисты, в общем, все, кто отлично знает поведение. И это - теория лакировки, что сверху тонкий слой "цивилизованного человека", выученных привычек, навязанных обществом, а глубже - дикарь, а ниже - зверь, у-у-у, какой злой.
Ваал всегда рассказывал об этой теории, давал отличные цитаты из современных авторитетов и всегда люди всхохатывали, привычно кивали, в общем, аудитоия выражала глубокое понимание и согласие - все это в той или иной мере слышали, всегда знали, все согласны. Говоря кратко: человек по природе зол, все добро в нас - от воспитания, социализации. Таково ядро человеческой природы. Так говорят ученые-человековеды, и это перескзывает лектор-приматолог многие, многие годы, и аудитория его всегда понимает и сразу принимает. Ну хотя бы Голдинг, повелитель мух - под оком цивилизации минимально пристойное общество, но стоит оставить нас без надзора - как мы становимся мерзким стадом злых подлецов.
Все изменилось в 2005 году. Он заметил - он ездит каждый год, и именно в этом году вдруг, сразу, в разных местах аудитория повела себя для него загадочно. Она не согласилась. она хмыкала по поводу цитат из великих. Она не верила в злую природу человека.
Меня совершенно не восхищает смена мнения большинства. Дело не в том, что мнение, будто человек по природе бобр, чем-то особенно лучше того, что он - крокодил. Интерес мой выглядит иначе. Есть очень сложно устроенная человеческая личность. В нее многочисленным и очень разным образом встроены структуры - назовем это "нечеловечскими элементами психики". Совсем простая вещь - сколько всего основано на языке, а это никак не индивидуальный продукт. То, что сделано не вот этим отдельным одним человеком, это - нечеловеческий элемент человеческой психики. В одни эпохи принято верить, что это встроенные в человека руки богов, двигнающих своими куклами, в иные эпохи охотнее говорят об обществе и цивилизации, а скоро будут говорить о манипуляторах химико-компьютерных машин. В любом случае, психика в целом - это очень сложное устройство, многоэтажное, многоуровневое, может быть, где-то в глубине имеется какое-то ядро. И вот чудесный факт - трудно сказать, что повлияло, но у несговаривающихся аудиторий вдруг из глубины поднялось отрицание одного описания психики и симпатия к другому описанию. Добра в этом факте примерно столько же, как в пробуждении вулкана - вот летят бомбы, вот дымит и сифонит, но факт интересный. Что-то там, в человеческой природе, поменялось. Уже который раз.
Люди стали хорошими в 2005 году. Да, да, это правда, мы все так говорим.
Конечно, интересно понять, что произошло. Поменялись какие-то социальные институты? Это отдаленное следствие гораздо более ранних воздействий? Что связано с этим пунктиком самоописания (очень может быть, нечто противоположное по смыслу)? Вопросов много, но все они могут быть заданы, когда есть факт. Занятный факт, что человек вот только недавно резко похорошел.