Недавно вели беседы на политические темы. Обсуждали предложение о том, чтобы был экзамен по общей грамотности, в том числе и политической, и чтобы только сдавших этот экзамен допускать к голосованию. В ходе обсуждения была высказана идея, что общество должно сначала определить цели, и уж только потом нанять грамотных экспертов для достижения этих целей. Для определения самих целей грамотность не требуется. Человек обладает человеческим достоинством и заслуживает уважения даже без грамотности и знаний. Его голос, т.е. его воля, интересы и ценности, определяющие направление пути коллектива, должны учитываться наравне с голосами знающих и грамотных людей.
сначала нанять ещё более грамотных экспертов для определения целей а перед тем нанять тех, кто определит уровень компетенции этих экспертов, опять же, с уровнем компетенции ещё более высоким...
>> Человек обладает человеческим достоинством и заслуживает уважения даже без грамотности и знаний Если говорить именно о политике, то вот это стартовое суждение уже ценностно нагружено, небезупречно и небесспорно. Есть же точка зрения, что сама по себе принадлежность к определённому биологическому виду не создаёт автоматически достоинства и уважения. Этого вполне может оказаться достаточно, чтобы по рождению иметь право решать за себя (кстати, со скольки лет?.. и почему?) но не вполне понятно, даёт ли общая видовая принадлежность право решать за других.
Тут действительно возникает интересная проблема, какого рода прав заслуживает человек по рождению.
Центр этой проблемы - на основании чего человеку приписывается вес и значимость. Вообразим, что вы выставили ряд критериев веса и значимости - но откуда вы взяли эти критерии? Обдумывая этот вопрос, я пришел к выводу, что имеет место полный релятивизм. Любой набор критериев, который мы с вами можем выставить, будет нашими критериями - другие могут выдвинуть свои критерии. Единственный выход, который я вижу, это наделить всех равным весом и значением, по рождению, независмо ни от каких других критериев.
Если вы мне предложите какие-то абсолютные критерии веса, независимые от ваших личных выборов и предпочтений, кроме рождения и вменяемости, я их обдумаю.
Если же у всех членов коллектива равный вес, то отсюда естественно следует равный вес при голосовании, нет?
Мне эта дилемма - "или полный релятивизм, или абсолютные критерии" - сама по себе представляется ложной. Есть же более сложные конструкции, скажем - соотношение компетентности и ответственности, причём не в условиях делегирования власти кому-то на 4 года или пожизненно, а применительно к каждому решению, требующему применения публичной власти. Технически такой постоянный перерасчёт сейчас вполне возможен, в отличие от тех былинных времён, когда изобрели прямое голосование. Устанавливать и то, и другое можно множеством разных способов, но уже само выделение этих критериев как базовый принцип вносит необходимые ограничения. Там, естественно, возникают десятки следующих вопросов, но они так или иначе решаемы. В противном случае большинство всякий раз будет переголосовывать законы физики.
Возьмем первое же, что попадается - соотношение компетентности и ответственности. Вот вы предлагаете это соотношение. А оппонент вам возражает - компетентность и ответственность это ваши критерии и ваша шкала - а я, говорит оппонент, предлагаю шкалу чувственности и воображения - а еще один оппонент предлагает шкалу боевитости и самозабвения - а еще один развитого обоняния и способности во сне летать - и так далее...
Это же дискуссия о курице и яйце: как принять решение до формирования правил принятия решения. Тут и выше Ваш собеседник говорит, в том же духе, о необходимости экспертов для выбора экспертов... Для принятия любого принципа - хоть равного голосования, хоть компетентности и ответственности, хоть воображения и чувственности - годится любой из трёх стандартных способов: традиция, убеждение, подчинение. Они, разумеется, закольцованы: одно перерастает в другое. В каком месте начать - дело случая и ситуативного расклада.
Существующая система дает ясный и четкий принцип - один человек, один голос. Этот принцип не только теоретический, но и прекрасно работает практически, в том смысле, что механизм допуска до выборов более менее ясен.
Я как раз сомневаюсь, что удастся, исходя из ваших трех стандартных способов, придумать что-либо более осмысленное и практически-реализуемое.
Они не мои - они общесоциальные. Идея равных прав, в частности, возникла и распространилась именно таким образом; "существующей системе" понадобилось чуть больше трёхсот лет, из 5000 известной нам истории (а то и из 200 000), чтобы "заработать практически". До этого практически работали другие, - и устанавливались ровно через те же механизмы. Т.е., я как-то теряю нить аргументации в Ваших рассуждениях: любой простой принцип ясен и чёток (единоначалие - всего яснее и чётче); любой из известных человечеству способов принятия решений работал столетиями, а какие-то ещё толком и не пробовали; простота - не залог оптимальности; закономерности эти работают тысячелетиями - но можно попробовать фальсифицировать... И, кстати, как мы будем определять человека, которому даётся право голоса?
Вопрос очень простой - приведите хотя бы один возможный критерий, позволяющий дать одному человеку преимущество над другим, который не зависел бы от заранее выбранной точки зрения или системы ценностей.
Запрос равнозначен требованию привести примеры падения, не связанного с гравитацией. Естественно, любой критерий - это социальный конструкт, он по определению не может не зависеть от выбранной точки зрения или системы ценностей. Но изначально, кажется, речь шла немного о другом - о поисках оптимального, или хоть субоптимального, но лучшего, чем простое большинство способе принятия решений, обладающих принудительной силой. Или я ошибся в формулировке исходной проблемы?..
Проблема не в поисках оптимального способа, а в том, что любой критерий оптимальности зависит от предварительно выбранной системы ценностей.
Именно это связно с тем, что надо смотреть на цели, о которых говорится у автора в изначальной записи. Все остальное из этих целей вытекает, включая критерии оптимальности. Сами же цели ни из чего не вытекают, а выбираются свободно. И этот процесс свободного выбора целей в принципе не зависит от экспертов, способных предоставить только средства для выбора целей, но не сами цели.
>> любой критерий оптимальности зависит от предварительно выбранной системы ценностей Это, как мне кажется, не проблема, а довольно расхожая банальность, - т.е., это ничего нового нам не сообщает, но изначальную задачу депроблематизирует. Интерес, наверное, в обратном: посмотреть, в чём там действительно может быть проблема. Но я-то отвечал не на заглавный пост, а на Ваше суждение о чуть ли не самоочевидности равных прав голоса. И в этом контексте гипотеза "свободного выбора" представляется очень фантазийной - настолько, что мне, например, не хватает воображения, чтобы представить себе ситуацию, где "цели ни из чего не вытекают, а выбираются свободно". Если же попробовать держаться темы разговора - всё-таки, что такое тот человек, который обладает тем самым "одним голосом"? Совершенно очевидно, что сегодня - как и в любую другую известную эпоху - это право не присваиватеся автоматически любому, чья ДНК соответствует виду homo sapiens sapiens. Каковы тогда критерии?
почему не имеют смысла? мне кажется, аргументы за равный голос логически изолированы от аргументов за статус человека. Это как с автомобилем - проблемы исправности двигателя логически не связаны с выбором точки назначения. В некоторых случаях связь может возникнуть, но это зависит от привходящих обстоятельств. Даже человек с полностью сломанным двигателем может на своей неподвижной машине ехать в Манилу или пытаться взлететь.
Reply
а перед тем нанять тех, кто определит уровень компетенции этих экспертов, опять же, с уровнем компетенции ещё более высоким...
Reply
Если говорить именно о политике, то вот это стартовое суждение уже ценностно нагружено, небезупречно и небесспорно. Есть же точка зрения, что сама по себе принадлежность к определённому биологическому виду не создаёт автоматически достоинства и уважения. Этого вполне может оказаться достаточно, чтобы по рождению иметь право решать за себя (кстати, со скольки лет?.. и почему?) но не вполне понятно, даёт ли общая видовая принадлежность право решать за других.
Reply
Центр этой проблемы - на основании чего человеку приписывается вес и значимость. Вообразим, что вы выставили ряд критериев веса и значимости - но откуда вы взяли эти критерии? Обдумывая этот вопрос, я пришел к выводу, что имеет место полный релятивизм. Любой набор критериев, который мы с вами можем выставить, будет нашими критериями - другие могут выдвинуть свои критерии. Единственный выход, который я вижу, это наделить всех равным весом и значением, по рождению, независмо ни от каких других критериев.
Если вы мне предложите какие-то абсолютные критерии веса, независимые от ваших личных выборов и предпочтений, кроме рождения и вменяемости, я их обдумаю.
Если же у всех членов коллектива равный вес, то отсюда естественно следует равный вес при голосовании, нет?
Reply
Есть же более сложные конструкции, скажем - соотношение компетентности и ответственности, причём не в условиях делегирования власти кому-то на 4 года или пожизненно, а применительно к каждому решению, требующему применения публичной власти. Технически такой постоянный перерасчёт сейчас вполне возможен, в отличие от тех былинных времён, когда изобрели прямое голосование. Устанавливать и то, и другое можно множеством разных способов, но уже само выделение этих критериев как базовый принцип вносит необходимые ограничения. Там, естественно, возникают десятки следующих вопросов, но они так или иначе решаемы.
В противном случае большинство всякий раз будет переголосовывать законы физики.
Reply
И что вы им ответите?
Reply
Для принятия любого принципа - хоть равного голосования, хоть компетентности и ответственности, хоть воображения и чувственности - годится любой из трёх стандартных способов: традиция, убеждение, подчинение. Они, разумеется, закольцованы: одно перерастает в другое. В каком месте начать - дело случая и ситуативного расклада.
Reply
Я как раз сомневаюсь, что удастся, исходя из ваших трех стандартных способов, придумать что-либо более осмысленное и практически-реализуемое.
Reply
Т.е., я как-то теряю нить аргументации в Ваших рассуждениях: любой простой принцип ясен и чёток (единоначалие - всего яснее и чётче); любой из известных человечеству способов принятия решений работал столетиями, а какие-то ещё толком и не пробовали; простота - не залог оптимальности; закономерности эти работают тысячелетиями - но можно попробовать фальсифицировать...
И, кстати, как мы будем определять человека, которому даётся право голоса?
Reply
Reply
Reply
Проблема не в поисках оптимального способа, а в том, что любой критерий оптимальности зависит от предварительно выбранной системы ценностей.
Именно это связно с тем, что надо смотреть на цели, о которых говорится у автора в изначальной записи. Все остальное из этих целей вытекает, включая критерии оптимальности. Сами же цели ни из чего не вытекают, а выбираются свободно. И этот процесс свободного выбора целей в принципе не зависит от экспертов, способных предоставить только средства для выбора целей, но не сами цели.
Reply
Это, как мне кажется, не проблема, а довольно расхожая банальность, - т.е., это ничего нового нам не сообщает, но изначальную задачу депроблематизирует. Интерес, наверное, в обратном: посмотреть, в чём там действительно может быть проблема.
Но я-то отвечал не на заглавный пост, а на Ваше суждение о чуть ли не самоочевидности равных прав голоса. И в этом контексте гипотеза "свободного выбора" представляется очень фантазийной - настолько, что мне, например, не хватает воображения, чтобы представить себе ситуацию, где "цели ни из чего не вытекают, а выбираются свободно".
Если же попробовать держаться темы разговора - всё-таки, что такое тот человек, который обладает тем самым "одним голосом"? Совершенно очевидно, что сегодня - как и в любую другую известную эпоху - это право не присваиватеся автоматически любому, чья ДНК соответствует виду homo sapiens sapiens. Каковы тогда критерии?
Reply
1) Что есть человек?
2) Заслуживают ли все, кого мы определяем как человека, равного веса при голосвании?
Если я вас правильно понимаю, вы хотите сказать, что эти два вопроса на самом деле есть один вопрос.
Reply
Reply
мне кажется, аргументы за равный голос логически изолированы от аргументов за статус человека. Это как с автомобилем - проблемы исправности двигателя логически не связаны с выбором точки назначения. В некоторых случаях связь может возникнуть, но это зависит от привходящих обстоятельств. Даже человек с полностью сломанным двигателем может на своей неподвижной машине ехать в Манилу или пытаться взлететь.
Reply
Leave a comment