История простая, как сама история

Dec 28, 2010 08:12

<<<...частнособственническое общество, возникающее среди развалин, является социальной формой, соответствующей относительно низкому демографическому давлению и условиям децентрализации. Когда давление повышается, оно уступает место этатистской монархии; и как в «урском», так и в «старовавилонском» цикле это происходит без большой борьбы.
Нефедов С.А. Война и общество

...Возрождение Вавилонии началось лишь в IX в. до н. э., к этому времени относится восстановление разрушенных храмов и работы по расчистке каналов. Катастрофа нанесла жестокий удар царской власти и снова вернула к жизни старинные храмовые общины. Города Вавилонии в этот период управлялись храмовой знатью, и цари правили лишь с согласия олигархических советов, существовало и народное собрание. «Вавилон не только не был восточной
деспотией, но даже не был в полном смысле слова и монархией, - отмечает В. А. Белявский. - Скорее он был аристократической республикой с ежегодно переизбираемым царем-магистратом». Процедура перевыборов заключалась в том, что каждый Новый год в вавилонском храме Эсагила царь слагал с себя царские инсигнии и подвергался ритуальным побоям жрецов; лишь оправдавшись во всех своих делах, он мог снова «взять за руку бога Бэла», т. е. получить мандат на следующий год. Жители городов всячески подчеркивали свою «свободу»: «Даже собака свободна, когда она входит в Вавилон», - писали вавилоняне ассирийскому царю Ашшурбанапалу. Исследователи считают, что самоуправляющиеся города Двуречья были близки по типу греческим полисам
Нефедов С. А. Война и общество http://www.twirpx.com/file/316892/

...Назначение чиновников по заслугам, строгое соподчинение, перекрестные проверки, переписи и кадастры, а позднее и экзаменационная система - все это сделало китайскую административную систему образцом для государственных деятелей других стран. О. ван дер Шпренкель писал: «Почти до конца
XIX века китайцы шли впереди остального мира в искусстве административной организации… Европейцу, несомненно, очень трудно представить, насколько давно существуют в Китае те институты и методы управления, которые на Западе по преимуществу связывают уже с современной эпохой". Для европейцев XVIII в. принцип выдвижения по заслугам был революционным открытием, и даже к концу XIX в. он был осуществлен лишь в немногих государствах.

...административную революцию следует рассматривать как фундаментальное открытие, порождающее диффузионную волну заимствований.Административная система китайского образца позднее распространилась на окружающие страны: Вьетнам, Корею и Японию, - а заимствование ее кочевниками Великой степи (гуннами и позже монголами) приводило к созданию могущественных степных империй и к взрывам военной экспансии.

...Легистская доктрина предполагала чрезвычайно суровую воинскую дисциплину. Трактат «Вэй Ляо-цзы» говорит: «Пять человек составляют “пятерку”. Они все вместе получают бирку от командования. Если они потеряют своих и не убьют равное количество врагов, они будут истреблены. Если они потеряют своего командира и не захватят командира врага, то они будут убиты, а их семьи - истреблены. Закон казней на поле боя гласит: “Командир десятка может казнить девять остальных”»

...Правление Артаксеркса II (404-359 гг. до н. э.) прошло в обстановке почти не прекращавшихся мятежей сатрапов. Разложение охватило верхи общества, наследование должностей привело к феодализации - западные историки почти единодушно называют персидское общество феодальной монархией. Должностные доходы «приватизировались», на население возлагались произвольные поборы; сатрапы и областеначальники имели свои войска и стремились
стать независимыми от центральной власти.

...Процесс эволюции персидской сословной монархии следовал теории Ибн Халдуна: это был процесс разложения асабии, приватизации служебных держаний, феодализации и вместе с тем процесс падения боеспособности воинского сословия. К этому результату приводило появление «изнеженности» - следствие от-
носительно благополучной жизни, столь непохожей на жизнь в степях. Кроме того, Сжатие вызвало разорение мелких помещиков, воины теряли свои наделы, которые переходили в руки ростовщиков.

...В конце V в. появляются признаки наступающего Сжатия: дешевизна рабочей силы, рост ростовщичества, распространение долгового рабства, рост городов, разорение крестьянства (в Иудее) активизация народных движений и попытки проведения социальных реформ. Как уже отмечалось, специфической чертой Сжатия в условиях ксенократического общества было разорение служилых землевладельцев, приватизация служебных поместий и разложение военного сословия. Приватизации служебных поместий сопутствовала феодализация; наместники провинций пытались утвердить свою самостоятельность и поднимали мятежи, угрожавшие целостности государства.

Период восстановления закончился Великим голодом 928 г., обозначившим начало Сжатия. Для периода Сжатия, как и в теории, характерно: отсутствие свободных земель; крестьянское малоземелье; высокие цены на хлеб; низкий уровень реальной заработной платы и потребления; неустойчивый демографический рост, его замедление или приостановка; высокий уровень земельной ренты; частые сообщения о голоде, эпидемиях и стихийных бедствиях; разорение крестьян-собственников; распространение ростовщичества и аренды; рост крупного землевладения; уход разоренных крестьян в города, где они пытались заработать на жизнь ремеслом или мелкой торговлей; рост городов; развитие ремесел и торговли; большое количество безработных и нищих; голодные бунты и восстания; попытки проведения социальных реформ, направленных на облегчение положения народа; фрагментация элиты; борьба за статусные позиции в среде элиты; обострение борьбы за ресурсы между государством, элитой и народом; тенденция к увеличению централизации и установлению этатистской монархии; внешние войны с целью приобретения новых земель и понижения демографического давления.
>>>

-------
Историки, конечно, старются, но всегда пишут историю своего времени. Есть такая приговорка - мол, иные теоретики пишут историю, чтоб неконвенционально протащить свои теории. Так это только кажется - просто вся история так всегда и пишется. История как неконвенциональная теория.
Ну хорошо, шучу. Не вся.

history6, books6

Previous post Next post
Up