Сегодняшний день был отдан в жертву Кинофестивалю. Причем конкретно его китайской программе.
Сначала я посмотрел документальный фильм "Мистер Чжан верит". Документальным он был только наполовину, потому что на другую половину он был вполне себе игровым. Причем с налетом постмодерна. Хорошая иллюстрация к истории кампании "против правых элементов" на примере судьбы одного конкретного мистера Чжана.
Главная проблема таких фильмов, как мне кажется, это то, что если зритель глубоко погружен в материал новейшей китайской истории, то он для себя ничего нового не откроет; а если же зрительно не погружен, то он вообще ничего не поймет.
Дальше по расписанию была картина "Еще один год" 又一年, повествующая о жизни трудовых мигрантов из провинции Хубэй. Фильм, который воспринимался мной как игровой, на деле оказался еще большей документалкой, чем "Мистер Чжан".
Это был трехчасовой документальный фильм о том, как люди едят. То есть в течение всего года показывалось, как трудовые мигранты из провинции Хубэй ели. Ели и смотрели телевизор. Неразборчиво переругивались и ели.
Я вообще-то большой поклонник реализма и slow cinema, но здесь реального и медленного было слишком много.
Через полчаса просмотра я сбежал на лекцию, которая проводилась в соседнем зале.
Лекция была посвящена... истории и настоящему состоянию китайского реализма. Читала некая Шэнь Ян (не путать с административным центром провинции Ляонин), продюсер такого фильма, как "Черный уголь, белый снег", например.
Несмотря на убогую организацию, пожалуй, это и было самое интересное событие кинодня.
Пересказываю по памяти и обороту билета, на котором я записывал основные тезисы.
Сначала Шэнь Ян довольно хрестоматийно рассказала об исторических этапах развития реализма в Китае: влияние Голливуда, итальянского неореализма, советского кино (Эйзенштейн, Герасимов, Дзига Вертов).
Потом охарактеризовала развитие реализма в настоящий момент: эволюция от критического реализма к поэтизации обыденности. Отличительные черты: длинный кадр, сдвиг фокуса от идеологии к "чистому кино", под которым понимается фиксация рутины и повседневности, влияние средств самовыражения из Интернета.
...В соседнем зале активно поэтизировалась обыденность. Там ели...
Наиболее видными представителями современного китайского реализма являются:
1) Дяо Инань 刁亦男 (46 лет), который собственно и снял "Черный уголь...";
2) Чжан Ян 张扬 (50 лет), самые известные фильмы которого называются "Подсолнух" 向日葵 и "Любовный малатан" 爱情麻辣烫. В программе нынешнего фестиваля находится его слоу-муви "Тропы души";
3) Би Гань 毕赣 (27 лет, по национальности мяо), который под руководством лектора снял фильм "Кайли-блюз". Кайли - название родного города режиссера. Оригинальное название: 路边野餐 - т.е. "Пикник на обочине" (влияние Тарковского детектед).
Постоянно упоминалось имя
Цзя Чжанкэ, отдельно на котором лектор не останавливался, полагая, что с ним и так все понятно ))
Особое внимание было уделено фильму Би Ганя, про которого было сказано "вы про него еще услышите". Под впечатлением от "Кайли-блюза", в котором много параллелей с латиноамериканской литературой в стиле Гарсия Маркеса, лектор вообще пришел к выводу, что критический реализм постепенно сменяется реализмом "магическим".
Хотя подобная тенденция больше характерна для режиссеров родом из горных районов южного Китая. По мнению лектора, различие между "северным реализмом" и "южным реализмом" вообще довольно велико. Северяне любят снимать депрессивные моно-города и индустриальные пейзажи (все как мы любим). Южане - горы, джунгли и мистику, завязанные на культуры национальных меньшинств (тоже неплохо и действительно похоже на латиноамериканский магический реализм).
Лекция о китайском кинореализме подходила к концу, а в соседнем зале все продолжали его показывать.
...После окончания лекции я еще успевал на последние сцены фильма "Еще один год". Зашел в зал.
На экране ели и смотрели телевизор. Скромное обаяние китайского кино.