Газовая отрасль: он-лайн конференция-1

Feb 16, 2012 07:55

Участники конференции:
Михаил Корчемкин, директор East European Gas Analysis
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Денис Борисов, начальник отдела анализа нефтегазового сектора Номос-Банка
Виталий Громадин, аналитик ИК "Арбат Капитал"
Сергей Агибалов, заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов
Андрей Пальянов, аналитик УК "Финам Менеджмент"

1. Какой процент газохимической переработки остающегося в России и поставляемого за рубеж газа там ? Газпром занялся сжижением газа, а может есть смысл увеличить и газохимию ?

Ну, все-таки основным сырьем для газохимии является не столько природный газ, который преимущественно используется для производства аммиака и далее удобрений (доля агрохимии в структуре потребителей Газпрома - около 7 %), сколько СУГи (этан, пропан, бутан) и нафта. Как следствие основное условие развитие газохимии - это наличие высокого содержания более тяжелых фракций в добываемом газе (как, например, в Астраханской области, только желательно с меньшим содержанием серы). Именно такой фракционный состав газа ожидается на новых восточносибирских месторождениях, как следствие у Газпрома есть хорошие шансы создать газохимический кластер на Дальнем Востоке. Основной риск - традиционно высокий уровень конкуренции со стороны других стран АТР, хотя очевидно, что себестоимость российского сырья будет меньшей по сравнению с основными региональными производителями.

Как таковой газохимией за рубежом из российского газа никто особенно не увлекается. Европейская нефтехимическая промышленность работает в основном на сырье от первичной переработки нефти. Подавляющая часть российского газа идет на нужды электроэнергетики и отопление в промышленности и жилом секторе. А примеры использования газа как сырья это в первую очередь, как отметил, Денис Борисов, сравнительно простая химия - аммиак и удобрения. Из наиболее крупных потребителей российского газа для производства удобрений - Украина. Химики потребляют порядка 8.5 млрд куб. (порядка 10% от общего потребления газа в стране).
Газохимия, конечно, очень перспективное направление. Есть большой потенциал для создания крупнотоннажных производств и замещения импорта. Но, естественно, Газпрому придется очень жестко следить за издержками чтобы быть конкурентным. Это не трубы стоить.

Трудно развивать газохимию в условиях постоянного роста железнодорожных тарифов. Неочищенный газ нельзя транспортировать по магистральным газопроводам, а в регионах добычи нет рынка для продуктов газохимии. Ж/д тарифы находятся в прямой зависимости от цен на электроэнергию, которые растут вместе с ценами на газ.

3. В связи с суровыми холодами Европа увеличила закупки газа, однако, одновременно Германия запустила свои остановленные было атомные электростанции. Морозы пройдут, а реакторы могут продолжить работу, раз уж общественное мнение и так согласилось с их перезапуском. насколько реален такой сценарий и насколько в связи с этим может упасть экспорт газа в Европу?

Вполне вероятен, однако сам Газпром основные надежды связывает не столько с текущим существенным увеличением потребления газа (прогноз по экспорту концерна на 2012 г является достаточно скромным - 154 млрд. куб м против 150 млрд. куб в 2011 г), сколько с долгосрочным ростом спроса (в т.ч. из-за падения добычи в Европе). Соглашусь, что рост импорта газа в Европу является неизбежным, однако в условиях сползания европейской экономики в рецессию (особенно, это заметно по периферийным странам) маржинальная потребность ЕС в сырье может оказаться менее ожидаемых Газпромом 370 млрд куб м (+ 100 млрд куб м к текущему уровню).

Для поставок Газпрома в Европу важны скорее не эти АЭС, которые так или иначе будут выведены, а позиция Еврокомиссии и политического руководства стран-потребителей. Как вы наверное помните, летом, еще задолго до холодов, после объявления о выводе АЭС, наше предложение о третьей ветке Северного потока мягко говоря не получило одобрения. Буксует Южный поток. Важен долгосрочный рост европейского рынка и надо удерживать ту долю, которая есть. А благодаря Еврокомиссии и самому Газпрому, есть большие шансы эту долю постепенно терять.

Объёмы экспорта больше зависят от ценовой политики Газпрома. Самый дорогой газ (т.е. российский) покупают и будут покупать в последнюю очередь. Тем более, европейцы смогли убедиться в том, что высокая цена не гарантирует надёжности поставок.

4. Удастся ли, по вашему мнению, Украине реально сократить закупки российского газа до заявленных объемов? Или это чистый блеф? Тогда на кого он рассчитан, на российских партнеров по переговорам или на внутреннюю аудиторию?

Украина уже итак сделала достаточно много для снижения энергетической зависимости от РФ: в 2007 году страна закупала около 60 млрд куб м российского газа, в 2009 - 27 млрд. куб м, в 200-11 - в диапазоне 30- 35 млрд куб м). Однако каждый новый шаг по снижению газопотребления является гораздо более трудным по сравнению с предыдущими, а значит, дальнейшее падение потребности украинской экономики в российском газе выглядит достаточно проблематичным. Другое дело, что в действующем контракте между Газпромом и Украиной прописан куда более значительный объем поставок по сравнению с текущими потребностями (чуть более 50 млрд куб из них 80 % на условиях take or pay).

Безусловно, что помимо транзитной стороны дела, сам по себе газовый рынок Украины - значителен для "Газпрома". Но для снижения транзитных рисков росконцерном могут быть полностью реализован сценарий с обходными магистралями - "Северным потоком" и "Южным потоком", что предполагает "кратное" снижение газовой кооперации между соседями.
Киев же пока продолжает игнорировать все системные угрозы, зятягивая переговоры по передаче национальной ГТС России в обмен на уступки со стороны Москвы в ценоообразовании. План Киева по сокращению закупок российского газа - это риск деиндустриализации экономики.
Следует отметить, что тупиковая ситуация в газовой плоскости между Моской и Киевом играет на руку некогда известным посредническим (между «Газпромом» и «Нафтогазом») газовым игрокам, подконтрольным скандальному Дмитрию Фирташу - у него есть все шансы жить по своим правилам, занимаясь операциями с поставками более дешевого азиатского газа в Республику.

Основные "достижения" Украины, к сожалению, не из области повышения энергоэффективности. Украина глубже всех провалилась в кризис 2008-2009 и до восстановления еще далеко. Промышленность на фоне сокращения спроса просто сократила объемы потребления - металлурги, химики и пр. Особенно это видно по спаду выпуска наиболее энергоемкой продукции.
Различные текущие заявления о снижении потребления - не более чем информационной шум, направленный в первую очередь на Газпром. Т.е. если не снизите цену, мы срежем объемы. При этом судорожные попытки достать газ откуда только можно. В Давосе должны были договориться с Азербайджаном о поставках 15 млрд куб. м., но никаких результатов. Осенью, опять же перед переговорами, завлекали мейджеров добывать сланцевый газ и тд. Но воз и ныне там. Планы по переводу котельных на уголь - вилами писаны.

За последние пять лет потребление газа на Украине снизилось на 15 млрд. куб. м. На мой взгляд новое резкое сокращение возможно лишь в условиях сильного экономического кризиса.

6. Есть ли у Газпрома возможности для маневра на случай снижения или увеличения спроса на российский газ? На какую величину компания может наращивать или сокращать добычу без необходимости открывать или консервировать скважины, сокращать или набирать дополнительный персонал? На сколько процентов заргужены сейчас экспортные транспортные мощности?

В отличие от нефтяной отрасли технологическое регулирование объемов газодобычи не является архисложной задачей. Если брать конец января-начала февраля, то добыча Газпрома в годовом исчислении составляла порядка 600 млрд. куб. м. Где-то около этой величины находится и текущие возможности Газпрома (после запуска Бованенковского месторождения производственный потенциал концерна увеличится до 630-720 млрд. куб м). Что касается экспортных мощностей, то в настоящее время (на фоне холодов) степень их загруженности превышает 90 % (в среднем по году - около 80 %).

Синхронизировать добычу с уровнем спроса - это стратегическая задача "Газпрома". Она решается посредством применения в отношениям с контрагентами долгосрочных контрактов, гарантирующих прописанную в документах выборку газа. Такой подход позволяет росконцерну планировать сбалансированную инвестпрограмму, особенно ее добычную составляющую.

Если говорить от сезонных отклонениях - то здесь интенсивно используются ПХГ. Газпром последние годы активно в этом направлении работал. И сейчас продолжает - интерес к украинской ГТС во многом связан и с украинскими ПХГ (отличное размещение, большие объемы).
Инфраструктура загружена очень неравномерно. Белорусская ГТС загружена почти полностью. А украинская и Голубой поток лишь частично. Мощность Украинской ГТС на выходе - порядка 180 млрд куб. м. На пике Газпром прокачивал через Украину порядка 140 млрд куб., в том числе в Европу - 120 млрд. А последние годы - меньше 100. Так что резерва полно (к слову о необходимости Южного потока).

В средне- и долгосрочной перспективе таким резервом является российское правительство, стабильно повышающее внутренние цены на газ :)

До кризиса суточная добыча Газпрома варьировалась от 1200 млн куб м летом до 1700 млн зимой. Понятно, что весной, летом и осенью Газпром имеет возможность добыть и транспортировать больше газа, что должно стимулировать развитие ПХГ. К сожалению Газпром прекратил выполнение своей программы расширения мощностей ПХГ на 2005-2010 гг, и максимальный суточный отбор из хранилищ сейчас на 150 млн куб м ниже запланированного. Морозы в период президентских выборов показали эту ошибку команды Миллера.

В первые дни февраля газопроводы Словакии (основного транзитного партнёра Газпрома в Евросоюзе) были загружены менее, чем наполовину. Ямал-Европа, который не прходит через территорию Украины, - на 65-70%.

7. Может ли сокращение спроса на газ на мировом рынке стать толчком для снижения внутренних тарифов?

Внутренние тарифы на газ в настоящее время почти в четыре раза ниже тарифов в Западной Европе и в два раза ниже тарифов на Украине и в Белоруссии. Поэтому надеяться на снижение внутренних тарифов не стоит.

Сложный это вопрос, т.к. ценообразование на газовом рынке Европы является квазирыночным (из-за отсутствия достаточного объема предложения на свободном рынке), а значит постулат, что считать справедливой ценой (стоимость контрактного газа или котировки спотового рынка) является философским. Как бы то ни было, раз Газпром настаивает на сохранении ныне действующей в Европе модели газового рынка, то цены на газ в РФ будут увеличиваться как минимум до цены экспортного «нетбэка».

Внутренние тарифы - отдельная история, лишь в малой степени их можно "привязывать" к мировой конъюнктуре цен на "голубое топливо", пока стоимость газа для внутренних потребителей кратно ниже. И ситуация в целом неоднозначна. С одной стороны, горизонт "равнодоходности" разумно и даже необходимо отодвинуть. Это пойдет на пользу для обеспечения поступательного развития реального сектора экономики, о котором так много говорят власти. Но в то же время на "Газпром" на ближайщие три года увеличена фискальная нагрузка (рост НДПИ). И вероятно, у компании здесь путь один - форсировать индексацию тарифов.
В этом контексте любопытно отметить, что в США цены на внутреннем рынке газа для промпотребителей по 2011 году оказались ниже, чем в России.

Если когда-нибудь у нас заработает нет-бэк, то тогда к этому можно будет апеллировать.
Но нет-бэк периодически задвигается и цены пока кратно ниже, так что это не вопрос для обсуждения на ближайшие, как минимум, три года.

Наоборот. Снижение спроса в Европе может привести к дополнительному повышению цен для российских потребителей. Руководство Газпрома неоднократно заявляло о том, что будет строить новые газопроводы вне зависимости от рыночной ситуации. Деньги для оплаты этих проектов возьмут у российских потребителей.

8. справедливо ли на Ваш взгляд оценивает рынок (henry hub) стоимость газа (слишком уж у нас любят говорить о "временной эйфории", хотя цены снизились за 4 года в 5 раз)? не с этим ли связано заявление ВВП о возможной приватизации - "получить побольше пока не поздно"

Американский газовый рынок является изолированным из-за отсутствия технологический поставок сырья на другие континенты. При этом среднегодовой спрэд между ценами на луизианском терминале Henry Hub и бельгийском Zeebrugge достиг $ 250 за тыс. куб м (в моменте превышал $ 500 за тыс куб м), что является идеальной конъюнктурой для реализации проектов по переоборудованию американских СПГ-терминалов для экспортных целей. Если это произойдет (основной сдерживающий фактор - энергетическая политика США, направленная на превалирование импорта над экспортом), то цены на европейском рынке вновь окажутся под давлением (как это произошло после запуска новых СПГ-заводов в Катаре) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Классический случай превышения предложения над спросом. Вообще-то рынком трудно манипулировать (хотя и возможно). Даже цены Элеткронной торговой площадки Межрегионгаза не дотягивали до половины "равнодоходного" уровня.

9. Какова должна быть разница в спот-ценах на американский и европейский газ, чтобы США начали экспорт СПГ в ЕВРОПУ?

Америка уже экспортирует свой газ в Европу. Американские компании добывают газ в Катаре, часть этого газа была перенаправлена в Европу.

$ 250 за тыс. куб м и выше

Сейчас США реэкспортируют сжиженный природный газ - танкеры, поставляющие СПГ по долгосрочным контрактам, перенаправляются в Европу и Азию.

Кроме цены, необходимо еще учитывать объемы. Поставка СПГ из США в объемах, достаточных для полномасштабной конкуренции с природным газом, подразумевает наличие бОльшего количества терминалов и заводов по его приему и переработке, плюс специализированный флот. А это дополнительные вложения и риски.

10. Кроме сланцевого газа в США, Китае добывается газ угольных пластов. В этой связи насколько реальной представляется добыча метана на угольных месторождениях РФ? Не имеет ли смысл крупным угольным, металлургическим предприятиям инвестировать средства в газодобычу ( тем более, что дегазацию шахт они все равно проводят)?

Некоторые металлургические компании начали замещать газ пылеугольным топливом.

В отличие от США и Китая, в РФ есть значительные запасы традиционного газа, затраты на добычу которого (вкл. CAPEX) существенно ниже, чем при разработке метана из нетрадиционных источников (соотношение Reserves/Production в США составляет 13 лет, в КНР - 29 лет, в Норвегии - 19 лет, в РФ - около 75 лет). Как следствие добыча метана из угольных пластов в РФ (а такие перспективные проекты существуют для Кузбасса) будет носить крайне ограниченный характер.

Газпром уже добывает такой газ в Кузбассе. В России добыча нетрадиционного газа может иметь смысл там, где нет магистральных газопроводов, поставляющих обычный газ.

12. Длина газопровода от Бонавенково до Германии через Нордстрим более 4-х тыс.км. Оправдана ли экономически транспортировка на такие расстояния по трубам? И сколько примерно газа сжигается впустую для доставки 1 тыс.кубометров?

Цена оправдывает все.

Да, оправдана: если очень грубо, то сейчас цена продажи газа на Европейском рынке - $ 475 за тыс. куб м (очищенная - около $ 330 за тыс. куб), стоимость транспортировки - порядка $ 70 за тыс. куб м. В год Газпром тратит на поддержку ЕСГ (технологические нужды) - около 50 млрд куб м.

Сжигается не впустую)) а для доставки. В СПГ затраты на сжижение/регазификацию также высоки и оправдывают себя только на протяженных маршрутах. Хотя 4 тыс. км уже близко к порогу, после которого эффективнее СПГ. (это еще зависит и от типа танкеров и цены газа)

В поставках по Северному и Южному потокам есть одна интересная деталь - они сокращают экспорт Газпрома. Украина, Словакия, Чехия и Румыния сократят закупки топливного газа для компрессорных станций. Зато КС Портовая на Балтике и КС Русская на Чёрном море будут потреблять около 3 млрд куб м топливного газа. При подсчёте стоимости транспортировки газа по обходным газопроводам Газпром не учитывает дополнительные расходы на топливный газ, не говоря уж о сокращении экспорта. В целом обходные газопроводы экономически не оправданы.

Продолжение

трубопроводы, инвестпрограмма, газ сланцевый, газ цена, газ сжиженный, Китай, Европа, нефтехимия, интервью, газ, Газпром, термины и определения, газ добыча, США, Россия, мнения, Украина

Previous post Next post
Up