Майданский: Ильенков - прямой антагонист Лукача

Dec 06, 2015 18:58



Ближе других западных марксистов к позиции Ильенкова стоял Дьёрдь Лукач.
Ильенков в соавторстве с двумя своими студентами напишет восторженную рецензию на
книгу Лукача о молодом Гегеле...

Один из участников того проекта, С.Н. Мареев, написал монографию, в которой ( Read more... )

Лукач, Ильенков

Leave a comment

Comments 23

oleg_devyatkin December 6 2015, 16:32:18 UTC
Спасибо за ссылку!

Reply

istp2012 December 6 2015, 16:41:14 UTC
Всегда пожалуйста. Я это выложил в связи с тем, что написал в комментариях здесь.

Reply

neosovok July 4 2016, 17:59:07 UTC
Все-таки, в методе я еще слаб.
Несколько раз читал этот Ваш пост и Ваш коммент в "Ликбезе", и никак не мог понять.
Возможно, наконец, я понял.
Проверьте, пожалуйста.

Теория познания (гноссеология-логика), примененная к исследованию объективной реальности, дает (рождает) онтологию (картинку-мировоззрение) как результат.
Поэтому онтология полностью зависит от гноссеологии: развитие гноссеологии меняет и онтологию.
В этом смысле и "не нужно трех слов".
Поэтому и нужно логически исследовать каждую конкретную отрасль, каждую историческую конкретность, каждое конкретное явление, и результатом будет онтология этой конкретной, исследованной части-грани-черточки объективной реальности.
Если же при исследовании исходить из заранее данной онтологии, то это значит отказаться от логического исследования предмета, втиснув его в схемку.
Правильно или нет ?

Reply

istp2012 July 4 2016, 21:51:35 UTC
Да, это именно то, что я имел в виду ( ... )

Reply


oleg_devyatkin December 6 2015, 17:44:47 UTC
Да, Ильенков - это тот человек, с кем хотелось бы поговорить, а потом пообщаться с помощью ЖЖ.
ЖЖ заставляет человека говорить кратко, почти телеграфно.

Э.В. был "ушиблен" претензией естественников рассуждать о "мировоззрении". Это вместо того, чтобы помочь им в новой для естественников области, области создания Искусственного Интеллекта. То, чем занимались раньше философы, стало в повестку дня современной науки.

Но и ведь сам Ильенков ввязывался в сферу естественных наук. Его интересовали первые шаги зарождения интеллекта в новорожденном. Он видел их в следовании ребенка направляющим усилиям взрослых по ощупыванию ребенком - глазом, ухом, рукой - по ребрам человеческих продуктов. Он не видел борьбы матери и ребенка между собой, борьбы неосознанной, но ведь осознавать это дело естественника.

Хотя, возможно, он и разговаривать со мной не стал бы, узнав, что я - антикоммунист, то есть я не верю в возможность существования человечества без антагонистических классов.

Reply

meotian December 31 2015, 16:38:20 UTC
Понятие искусственного (машинного) интеллекта у Ильенкова ничего, кроме издевки не вызывало, он старался помочь ученым (не только естественникам) понять нелепость этого понятия - и аргументами, и памфлетом про "машину умнее человека".
В движении по контурам возникает психика, а Ильенков вполне профессионально занимался психологией.

Reply

oleg_devyatkin December 31 2015, 17:57:36 UTC
Вы пишете: "Понятие искусственного (машинного) интеллекта у Ильенкова ничего, кроме издевки не вызывало..."
Да. И это печально.

Вы пишете: "он старался помочь ученым (не только естественникам) понять нелепость этого понятия - и аргументами, и памфлетом про "машину умнее человека"."

Это еще печальнее.
Как мне кажется и естественный интеллект возник как побочное явление во внутривидовой борьбе Хомосапиенса, так и Искусственный Тнтеллект сейчас возникает как побочное явление того же Хомосапиенса, но уже на современном этапе. Создание сетевых вирусов и антивирусов с возможностью развиваться и адаптироваться создает такой Искусственный Интеллект, которому уже человеческий интеллект будет не нужен. Тут бы и необходима была помощь философа, но для Ильенкова это было только смешно и несерьезно.

Reply

meotian January 2 2016, 08:01:06 UTC
печально лишь то, что для многих это всё еще печально :)
Ильенков, в отличие от энтузиастов иск. интеллекта, понимал, что такое интеллект

Reply


Leave a comment

Up