Ближе других западных марксистов к позиции Ильенкова стоял Дьёрдь Лукач.
Ильенков в соавторстве с двумя своими студентами напишет восторженную рецензию на
книгу Лукача о молодом Гегеле...
Один из участников того проекта, С.Н. Мареев, написал монографию, в которой
прочертил в истории советской философии линию «творческого марксизма» от Лукача до
Ильенкова. В понимании категорий диалектики у них действительно много
общего. Оба философа считались «гегельянцами» и противостояли вульгарным течениям
в марксизме, за что подвергались идеологической травле. Мареев, однако, упускает из
виду, что взгляды Ильенкова и Лукача на предмет философии различаются самым
кардинальным образом. Философия Лукача всегда выходила далеко за рамки логики и
теории познания, о чем «поздний» Лукач заявит открыто: «В последние века в философском
мышлении господствовали теория познания, логика и методология, и это господство еще
далеко не ушло в прошлое», - сетовал он, апеллируя к Гуссерлю, Шелеру и Хайдеггеру в
доказательство «неизбежности обращения к онтологии при решении мировых проблем».
Ильенков «онтологию» на дух не переносил, и само различие онтологии и гносеологии
считал мнимым. Оно покоится на представлении о разности законов мышления и
бытия - о том, что реальность так или иначе искажается, преломляется в «зеркале» разума,
если воспользоваться метафорой Ф. Бэкона. Ильенков же отстаивал материалистический
принцип «тождества бытия и мышления». Любое отношение мысли к действительности
представляет собой не что иное, как идеально выраженное отношение действительности
к самой себе. Причем не действительности «вообще», о которой рассуждают онтологи, а
реальности конкретно-исторической - «общественного бытия»...
Экономическая наука, критика политической экономии - такова Марксова «онтология
общественного бытия». Взгляд на общественную жизнь через «очки философа» для марксиста -
шаг назад, нисхождение от конкретного к абстрактному, уход от «науки истории» в
сферу «идеологии». В глазах Ильенкова онтология есть патология диалектики. Здоровая,
натуральная диалектика есть «мышление о мышлении» - Логика, и ничто иное. В этом
отношении Ильенков - прямой антагонист Лукача.
А.Д. Майданский. «Русский европеец» Э.В. Ильенков и западный марксизм
// Вопросы философии. 2015. № 3. С. 94-95
(
ссылка)