На днях узнал
от товарища Коммари
о существовании книги С.И. Дудника «Маркс против СССР», вышедшей в середине 2013 г.
Нетрудно убедиться, что ее начало представляет собой просто литературный пересказ
моего поста трехлетней давности.
Вот текст Дудника:
Еще совсем недавно намерение написать книгу о марксизме, связывая ее с реалиями нашей
действительности, показалось бы по меньшей мере странным. Все классические марксистские схемы
представлялись бесповоротно устаревшими. Образ рабочего, долгое время претендовавший на
центральное место в общественном спектакле, вначале потерял внимание со стороны средств
массовой информации, а затем и вовсе исчез из поля зрения. Да и в то время, пока это еще
не произошло, его было довольно трудно отождествить с пролетарием Маркса, которому, как
известно, было нечего терять, кроме своих цепей. Казалось, что мир необратимо изменился -
не в том смысле, что он стал более справедливым, но в том, что для его описания необходимы
иные понятия, более современные. Было бы странно обращаться к понятию «пролетариат», так
как всё сходились во мнении, что оно пригодно лишь для описания явлений, оставшихся
навсегда в прошлом. Если бы знаменитая книга Г. Лукача «История и классовое сознание»,
самая важная глава которой называлась «Овеществление и сознание пролетариата», была
издана у нас в 90-х годах, то она скорее всего была бы встречена язвительной критикой.
Фигура рабочего, создающего все общественное богатство и в то же время живущего в нищете,
воспринималась большинством как абсолютный анахронизм.
Но в первом десятилетии XXI века все переменилось настолько, что не будет преувеличением
сказать, что мир вернулся во времена Маркса. Тот, кто пользуется последними моделями
iPhone и iPad, вряд ли не знает, что они произведены на расположенных в Китае заводах,
где собирается большинство продуктов Apple. Там же находятся заводы и других производителей
электроники. В целом понятно, что главная причина размещения этих заводов в Китае - дешевая
рабочая сила. Но просочившиеся в прессу сведения об условиях труда на этих предприятиях -
60-часовая рабочая неделя, отсутствие перерывов, расселение рабочих в общежитиях, лишенных
элементарных бытовых условий, использование детского труда и т. п. - сразу же вызывают в
памяти страницы «Капитала», описывающие нечеловеческие условия труда и повседневной жизни
пролетариев.
В других странах третьего мира чаще всего положение рабочих еще хуже. Так, например,
промышленность Индии «славится» тем, что в ней отсутствуют даже самые элементарные
экологические ограничения. Именно здесь произошла самая крупная по количеству
пострадавших техногенная катастрофа. 3 декабря 1984 года на заводе компании Unione Carbide
в индийском городе Бхопал произошел аварийный выброс паров метилизоцианата. За полтора
часа в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров. Пострадали близлежащие
рабочие кварталы, где погибло 18 тысяч человек. Общее число пострадавших оценивается в
600 тысяч человек. Даже сегодня, когда работа завода приостановлена, на наиболее зараженных
территориях возле него продолжают жить люди.
И это далеко не единственный случай: во многих городах Азии, Африки, Южной Америки
деятельность промышленных предприятий привела к необратимому загрязнению окружающей среды
токсичными и опасными для жизни отходами. В этих городах наблюдателей поражает не только
ужасающая нищета, но и самоубийственное стремление местных жителей получить на таком
смертоносном предприятии работу.
Описанный Марксом пролетариат, исчезнувший в европейских странах, появился вновь - теперь
уже в третьем мире. Благоприятный климат позволяет новым пролетариям уже не тратиться на
сооружение лачуг, а жить в картонных коробках на мусорных свалках, а то и на кладбищах,
что в перспективе также создает еще одну статью экономии расходов. Дешевая смерть делает
жизнь еще более дешевой. Различие в уровне жизни в странах третьего мира измеряется тем,
что если, например, в Камбодже, беднейшей стране Азии, даже самый бедный житель может
приобрести старенький мотобайк, то во многих странах Африки велосипед, стоящий 20-30
долларов, является недоступной роскошью.
Но сейчас, чтобы увидеть описанного Марксом пролетария, необязательно ехать куда-то в Азию
или Южную Америку. Достаточно посмотреть на наших гастарбайтеров, которые хотя и не работают
на заводах (потому что их уже нет в России), но безусловно заняты «общественно необходимым»
трудом - строят дома, убирают улицы, водят маршрутные такси и т. д. Самая неквалифицированная
и самая низкооплачиваемая работа является их участью. Это и есть те «проклятьем заклейменные»,
тот «мир голодных и рабов», о которых говорит Маркс. Их классовое сознание находится на самом
низком уровне, так как их объединяет не требование упразднения частной собственности, но
ненависть к «белым» рабовладельцам. В современной России появился не только обнищавший
пролетариат с окраин Советского Союза, но и противостоящий ему правящий класс. Эти два класса
еще далеко не полностью осознают свои интересы, и поэтому не понимают, почему их разделяет
столь сильная ненависть. Они еще стихийно ищут какое-то подобие классовой идеологии, которая
позволила бы им оправдать свое положение в мире и сформировать законченное представление об
идеальном общественном порядке.
Удивительно, что все это уже происходило в истории человечества, все это было описано
классиками марксизма, и теперь повторяется вновь. Лишнее подтверждение той саркастической
формулы, что история учит лишь тому, что она ничему не учит. Объявив марксизм устаревшей
теорией, мы внезапно оказались в реальности, которую только марксизм исчерпывающим образом и
объясняет. Мы именно теперь и живем в мире, где капитал покупает рабочую силу по цене ее
воспроизводства, и все, что эту цену хоть немного увеличивает, достигается кровью и потом
борьбы пролетариата за свои права. Русским в России платят больше, чем таджикам, только
потому, что в головах работодателей со времен школьных уроков сохранились туманные знания
о русских революциях начала XX века. Объяснять этот факт расовой или национальной
солидарностью значило бы игнорировать любую, даже самую элементарную социальную теорию.
Правоту марксизма мы можем осознать не вследствие ученых дискуссий, а ощутив ее, как
говорится, на собственной шкуре. При самом оптимистичном сценарии дальнейшего развития нашей
страны мы оказались в положении путешественника во времени из знаменитого романа Герберта
Уэллса - мы вернулись в собственное прошлое, чтобы на личном опыте убедиться, насколько Маркс был прав.
С.И. Дудник. Маркс против СССР. Критические интерпретации советского исторического опыта в неомарксизме. СПб: «Наука», 2013, сс. 3-7.
Автор книги, как видим, несколько сократил мой текст и улучшил его в литературном отношении.
Дополнительно от себя он добавил только описание бхопальской катастрофы и еще пассаж о том,
что в Камбодже каждый нищий «может приобрести старенький мотобайк». Я был в Камбодже и как-то
сомневаюсь в финансовых возможностях тамошних нищих, так что пусть это утверждение останется
на его совести.
Кто такой Дудник? Интернет сообщает, что
Сергей
Иванович Дудник - профессор, доктор философских наук, в 2010-2014 г. - декан философского
факультета СПбГУ (бывшего Ленинградского университета), а с 2014 г. -
директор института философии в составе СПбГУ.
Мне, безусловно, чрезвычайно приятно увидеть свой (вернее, почти свой) текст напечатанным
на бумаге, тем более в издательстве «Наука». По правде говоря, я просто раздуваюсь от гордости.
Однако мне все-таки до конца не понятно, как это могло произойти. Профессор и декан,
начальник всех городских философов, имея в своем распоряжении толпу аспирантов, не в состоянии
придумать предисловие к своей книге и вынужден списывать его у первого попавшегося сетевого лоха?
Странно...