Голубиные ассоциации на берегу Иордана: о белокрылых птицах, Святом Духе и семитской богине Иштар

Jul 18, 2011 12:37



В Каср эль-Яхуде, который израильские власти недавно открыли для свободного доступа туристов и христианских паломников, прогуливаются два белых голубя. Именно прогуливаются, так как летать им то ли жарко, то ли лениво, то ли вообще не положено.

Голуби жмутся поближе к мутным водам Иордана, куда, как утверждают местные экскурсоводы, Иоанн Креститель окунул Иисуса Христа, и охотно позируют туристам, восторгающимся столь неожиданным оживляжем довольно тусклого пейзажа.

Впечатлительных паломников, прибывших для телесного погружения в святые воды Иордана и явно шокированных ее (воды) состоянием, при виде голубей посещают иные мысли. Осторожно ступая по раскаленному от июльского солнца деревянному настилу, паломники осеняют себя крестным знаменем и заодно вспоминают все, что им было доселе известно о белокрылых птицах.
Например, что голуби (а равно голубки) символизируют дух жизни, душу, переход от одного состояния к другому, непорочность, невинность, нежность и покой. А еще то, что в христианстве белая голубка - это символ Святого Духа, которому крайне уместно обитать именно здесь - в Каср эль-Яхуде.



В Евангелиях от Иоанна (1:32) и Матфея (3:16) утверждается, что Иоанн Креститель произнес над Христом во время крещения: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» . И вполне естественно, что голубь после этого стал символом крещения и воплощением Святого Духа.


Значительно позже, переосмысливая сказанное и записанное Иоанном и Матфеем, христианские мыслители сошлись во мнении, что голубь представляет собой чистую душу, олицетворяет непорочность и любовь. После этого на иконах появились голуби, летящие изо рта святых мучеников. Обосновалась голубка и на посохе Иосифа мужа пречистой Девы Марии.

Впрочем, если покопаться в истории, то можно отыскать свидетельства, что голубиный культ опять-таки был заимствован у семитов. В частности, голубь был спутником семитской богини любви Иштар (в греческом звучании - Астарты), чей образ слился затем с Афродитой, Венерой, а также Адонисом, Дионисом, Бахусом, Эросом, Купидоном.

Сложно сказать, кому именно пришло в голову сотворить голубиное чудо в современном Каср эль-Яхуде, однако без двух этих слоняющихся по берегу птиц было бы явно скучнее. К тому же беспроигрышная эта аттракция не требует ни дополнительных ассигнований от государства, ни щедрых пожертвований от спонсоров. И воркуют они на израильском берегу, вызывая зависть иорданских конкурентов, лишившихся изрядной доли добычи после открытия Каср эль-Яхуда с израильской стороны.


Previous post Next post
Up