Мне кажется, что 7-8 леткам так сложно понять/прочувствовать ленту времени, вернее, что-то отложить в голове с цифрами и всеми именами. Не говоря про цепочки слов - смысл??? На кружке же обычно времени мало. Лена, а какой это кружок? И цель?
Мы не ограничены во времени, сколько хотим/ есть настроение/ дети включены - столько и занимаемся. Это же домашний кружок, а не казенный. Мы можем прерваться, можем остановиться на том, что пошло, и пропустить то, что не идет. Игру в цепочки слов придумал Льюис Кэролл. Это игра на чувство языка, на творческое обращение с ним. Смысла в ней много. Она и на фонематический слух работает, а на грамотность (обращать внимание на каждую букву слова), и на логику (в большинстве слов сразу видно, какую букву стоит менять, а какую - бессмысленно). Задания типа "преврати одно слово в другое" часто встречаются в олимпиадах, т.к. они именно на сообразительность (и в какой-то мере - на словарный запас). Кружок я организовала, чтобы учить детей тому, что мне самой кажется важным и что не идет при общении один на один. Ну и развивать русский язык, конечно.
Дома удобно тем, что младшие могут включаться, когда им интересно и посильно, и уходить, когда наскучит. Алиса то с нами сидит и во всем участвует, то уходит в другую комнату.
И как же хорошо, что они это умеют! А то меня периодически грызет совесть, что Алисе не уделяется и половины того внимания, которое было у Вани. Сравниваю по пунктам и ужасаюсь. Ване стоило только захотеть краски - и все уже под рукой. Алиса просит порисовать красками - а мне это в большинстве случаев совершенно некстати: нужно застелить стол, сидеть рядом на случай, если что-то прольется и нужно будет срочно убрать (на Каймане у нас было рисовальное место на балконе, можно было не волноваться за испачканный стол или стены, там все легко отмывалось). Я версии 2013 г. все равно бы побежала сразу устраивать ребенку творчество. Я версии 2017-18 отвечаю: "Алиса, детка, мне нужно закончить с обедом, порисуй пока карандашами" :) Ване я читала по первому зову, и мы могли целый день провести за чтением. Алиса просит: "Мама, почитай". А я занята и отвечаю: "Ох, Алиса, мне сейчас некогда, иди пока поиграй, я освобожусь и почитаю". А потом удивляюсь (т.е. уже не удивляюсь, конечно :)), чего это Алиса буквы и цифры не знает, Ваня-то в этом
( ... )
Очень интереСные уроки. Я вот читаю пост и думаю, поняли и запомнили бы мои дети такие сложные понятия и темы. Но знаю по опыту, что все зависит от множества факторов: как это представлено, весело ли детям, насколько у детей хорошая память, что их интересует, "горит" ли взрослый этой темой и и и. Очень Вы это здорово делаете, потому что учите детей думать. а если они не запомнят пару имён, так это не так и важно, потом все вспомнится позже, но уже на совсем ином качественном уровне.
Мы возвращаемся постоянно к тому, о чем говорили. Применительно к гуманитарным предметам подход, когда дается большой кусок информации, а потом он постоянно поднимается то одним боком, то другим, мне кажется более эффективным в долгосрочной перспективе, чем давать информацию мелкими кусочками и добиваться усвоения от и до. Я на первом занятии рассказывала о Герострате. На втором дети помнили сюжет (кто-то сжег какой-то храм, чтобы прославиться). Я напомнила имя и что это был за храм. (Разумеется, это все не в форме "вопрос-ответ", а по ходу беседы и как бы между делом). На третьем занятии Герострат всплыл опять: уже помнят и историю, и имя. Дальше мы его цепляем хронологически: туда, где греки в хитонах. И т.д. Я прошлым летомо читатла о том, как строится обучение в школе диалога культур, очень впечатлилась. Там ключевой момент для началки - создание точек удивления. Это как раз сюжеты, задачи, ситуации, от которых у детей возникают вопросы. Причем вопросы, на которые ответы не находятся с наскока. Из таких ситуаций удивления в ходе
( ... )
Интересный подход! Я удивилась :) а можно про него где-нибудь почитать? Это тоже очень мне подходит, потому что я сама только так и учусь, слоями :) и надо мне побольше повторений в занятия со своими детьми встроить...
У меня бумажная книга И. Берлянд "Загадки слова". Не знаю, есть ли она где-то онлайн. Это что-то вроде стенограмм уроков словесности в начальной школе, с отличными комментариями. Я оттуда очень много беру. В интернете мне попадаются только общие описания концепции: "В 1-2 классах - подготовительных, которые называются «классы точек удивления» - завязываются «узелки понимания» будущих культурно-исторически рассматриваемых учебных предметов. Основными предметами в этих классах являются «загадки слова», «загадки числа», «загадки явлений природы», «загадки исторического события»… Здесь разворачиваются первые подходы к современным проблемам различных областей знаний (математика, физика, поэтика, лингвистика и т. д.), более углубленное рассмотрение (и переопределение) которых происходит на последующих этапах обучения. С другой стороны, возникают исходные детские удивления и вопросы по поводу прежде очевидных фактов. Педагогическая задача этих классов - не столько обучение ребёнка неким знаниям, умениям, навыкам, сколько формирование у него
( ... )
Спасибо! Я почему-то пропустила этот пост. Может быть, попозже напишу, когда побольше наберется материала, наблюдений и можно будет хоть какие-то итоги подвести.
Comments 30
Лена, а какой это кружок? И цель?
Reply
Игру в цепочки слов придумал Льюис Кэролл. Это игра на чувство языка, на творческое обращение с ним. Смысла в ней много. Она и на фонематический слух работает, а на грамотность (обращать внимание на каждую букву слова), и на логику (в большинстве слов сразу видно, какую букву стоит менять, а какую - бессмысленно). Задания типа "преврати одно слово в другое" часто встречаются в олимпиадах, т.к. они именно на сообразительность (и в какой-то мере - на словарный запас).
Кружок я организовала, чтобы учить детей тому, что мне самой кажется важным и что не идет при общении один на один. Ну и развивать русский язык, конечно.
Reply
Reply
Reply
Я очень хочу домашний кружок начать, жду пока мелкой три стукнет, а то на неё отвлекаться буду.
Мне кажется, Ваня так подготовлен, что ему весь материал в чем-то знаком и прекрасно ложится, систематизируясь.
Reply
Reply
Reply
Reply
Очень интереСные уроки. Я вот читаю пост и думаю, поняли и запомнили бы мои дети такие сложные понятия и темы. Но знаю по опыту, что все зависит от множества факторов: как это представлено, весело ли детям, насколько у детей хорошая память, что их интересует, "горит" ли взрослый этой темой и и и. Очень Вы это здорово делаете, потому что учите детей думать. а если они не запомнят пару имён, так это не так и важно, потом все вспомнится позже, но уже на совсем ином качественном уровне.
Reply
Reply
Интересный подход! Я удивилась :) а можно про него где-нибудь почитать? Это тоже очень мне подходит, потому что я сама только так и учусь, слоями :) и надо мне побольше повторений в занятия со своими детьми встроить...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment