На кружке происходили язык. Главным образом - практически.
Для начала задала вопрос, всегда ли был язык. Почему-то дети сразу сказали, что не всегда. Видимо, что-то подозревали. Возникает вопрос: а что было до языка? Ага, жесты и нечленораздельное мычание. Поиграли в "Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем". Все побывали ведущими, в том числе и Алиса. Это была жестовая теория происхождения языка.
Сюда же - теория "гав-гав" и теория "тьфу-тьфу": звукоподражание и звуки, сопровождающие разные эмоциональные состояния.
Изначально сюда я собиралась воткнуть аллитерации в поэзии как иллюстрацию того, что наша речь, действительно, может подражать звукам природы или создавать определенное эмоциональное состояние, но дети так вошли в роль древних людей, что никак не получалось их сэволюционировать до разумного состояния, поэтому поэзию я отложила до следующего раза. Ограничились тем, что само пришло на язык. Например, произнести слово "дрожать" и почувствовать, как язык дрожит. И представить, как полуголый бедняга без варежек и теплых штанов сидит в пещере и дррррожит от холода. И руки у него дрожат, и ноги дрожат, и зуб на зуб не попадает, поэтому что бы он ни пытался "сказать" - одна дрожь выходит. дрррр, дрррр, дрррр Или вот удачная охота, добыли мамонта и радостно кричат: "Аааааа!" Параллельно из тела выходит стресс, и немного потряхивает от пережитого напряжения, страха, такой остаточной дрожью: "Брррр..." И вместе они дают нам: "Рррраааад". "Как я рад, как я рад, будем делать сервелат".
Переходим к религиозной теории.
В прошлый раз детям понравилось рассматривать картину, поэтому я подготовила подборку сюжетов на тему "Адам нарекает животных именами".
Взяла и религиозное, и светское искусство, чтобы почувствовали разницу. На стене рассматривать удобно: крупно и можно всей ладошкой хлопнуть. Только вот под стеной неосторожно встал диван, а на нем так и хочется попрыгать.
Тем не менее, животных назвали, единорога на болгарской фреске нашли (я-то думала, что дети удивятся: как же так, единорогов не бывает, а их тут нарисовали, но это у меня, видимо, временное умопомрачение было: для детей единороги так же реальны, как слоны и коровы). Сюда же - история Вавилонской башни.
Переходим к рассмотрению следующей версии. Для этого перемещаемся в Древнюю Грецию. Чтобы стать древним греком, нужно выучить греческий.
Разложила вот эти предметы:
Там, где можно, - положила парами: бумажный конус - с шишкой, баночку с песком - рядом с сахаром, клубок ниток - с бумажкой, на которой нарисованы линии. Задача: догадаться, как сказать по-гречески "нитка", "шишка", "песок", "тепло", "стол". Сначала шло трудно. Я старательно изображала, что мне очень холодно, поэтому я сяду к батарее, где мне будет тепло. Дети не врубились, чего я от них хочу, когда я им предлагала рассмотреть внимательно предметы, которые перед ними разложены, выбрать подходящий и догадаться, как будет по-гречески "тепло". С кучей подсказок добрались до термоса - предмета, сохраняющего тепло. С ниткой было просто ("линия"). С шишкой ("конус") тоже более-менее. Затык с песком (который "сахар") возник из-за того, что в банке не только песок, и дети стали перебирать, что тут может пригодиться: банка? ракушки? якорь? Когда дошли до сахара, я предложила вспомнить, какое название очевидно связано с греческим словом для песка. Не без труда, но добрались-таки до Сахары. Ну и стол ("трапезиум") упорно пытались обозвать магнитом. Рассказала про Эвклида, который, придумывая названия для геометрических форм, искал их в окружающей действительности. И хотя задание шло со скрипом, сегодня выяснилось, что Ваня все хорошо запомнил: и термос, и сахар, и конус.
Продемонстрировав знания греческого языка, перешли ко внешней атрибутике. Надо было перевоплотиться в греков. Посмотрели в книжке о греках, как выглядел греческий хитон. Из другой книжки - как выглядел театр.
Замотались в тряпочки - хитоны. На стену отправила проектором картинку с реконструированным храмом Артемиды Эфесской. Герострата и храм Артемиды уже все отлично помнят. На шею - таблички "Демокрит" и "Гераклит". Задание - родить в споре истину. Гераклит должен был доказать, что слова - это отражение вещей. Цель Демокрита - доказать, что названия произвольны. Мне понравился Демокрит с ложкой. Он разложил ложку на "лож(ь)" и "ка". Ложь - это неправда, а "ка" - побуждение к действию. Т.е., по мнению Демокрита, слово "ложка" должно было бы обозначать призыв ко лжи, если бы названия отражали суть предмета.
Поэтому перешли к вопросу "когда". Тут я взяла ленту из энциклопедии, перерисовала в том же масштабе, выделив только интересующие меня моменты. Уж очень мне хотелось пораскладывать этих человечков. В результате куда-то исчез человек умелый, да так, что до сих пор не могу найти.
Обсудили разницу между человеческим языком и сигнальной системой у животных. Выдала точку зрения, которая мне самой показалась наиболее убедительной. Членораздельной речи не было, существовали сигнальная система, состоящая из нескольких десятков знаков. А дальше дело было так, как с "обучением" языку первых компьютеров: сигналы-знаки стали делиться на элементарные различительные признаки, из которых сформировались фонемы.
Сохраню ссылку на статью с обзором современных направлений мысли по этому вопросу:
http://evolbiol.ru/document/1270Тут и мы начинаем подбираться к понятию фонемы как смыслоразличительной единицы. Для этого поиграли в цепочки слов. Для начала фокус: как превратить мышку в кошку?
Очень просто: мышка - мошка - кошка
А как сделать из реки море?
река - рука - мука - муза - луза - лоза - коза - пора - гора - горе - море
Из ночи - день?
ночь - ноль - соль - соло - село - сено - сень - день.
И длинное, но эффектное:
тесто - место - месть - масть - пасть - паста - каста - каска - качка - пачка - палка - балка - булка
Эти цепочки я сама показала для затравки. Потом посоставляли вместе из трехбуквенных слов, чтобы освоить принцип. Потом предложила из слова "бочка" составить как можно больше слов. Работали каждый на своем листочке.
Я в процессе подготовки использовала онлайн-генератор цепочек слов:
http://xworder.com/ru/MorphBuild.aspxА еще я подумала, что для повтора и выстраивания хронологии хорошо бы делать карточки по типу таймлайна. Сейчас никакой интриги нет, но со временем накопится материал и можно будет полноценно играть. А пока вот эти карточки по порядку разложили, чтобы подвести итог занятию.