Я уже писала, что мы живем в диккенсовском районе, вот и дом-музей Чарльза Диккенса, где родились двое (из 10) его детей, где были написаны "Оливер Твист", "Записки Пиквикского клуба" и "Николас Никлби", где был он молод и счастлив, - находится буквально на соседней улице. И это замечательный дом и прекрасный музей!
Я все никак не соберусь написать о тех музеях, которые мы уже посетили, хотя очень хочу. И чувствую, что если не начну прямо сейчас, то не начну уже вообще. Поэтому начинаю с конца, т.к. это свежайший сегодняшний культпоход и свежайший же восторг.
Фотографий дороги не будет, потому что добираемся мы так:
Дети на скутерах, я за ними бегом.
Наши дети любят ходить в музеи. Почти во всех музеях, где мы были, детям дают маршрутные листы, вот и в музее Диккенса дали. Мы в предвкушении.
Какой прекрасный лист! Очень красивый, продуманный, с интересными заданиями.
Мемориальные музеи - мой любимый жанр. Вот все эти бытовые мелочи, обстановка, вид из окна, образы людей, которые здесь бывали, вещи, в окружении которых они жили, - меня как-то по-особенному трогают и занимают.
Создатели музея Диккенса за строгой мемориальностью не гнались. Подлинные артефакты живут бок о бок с новоделом. Вот, например, на тарелках в столовой - портреты тех, кто частенько в этой столовой бывал. Трогать здесь ничего нельзя, а вот ходить вокруг - можно. И это совсем не то же самое, что смотреть из-за веревочки.
Часы в прихожей бьют каждые 15 минут. Но нам не повезло точно так же, как Диккенсу: именно сейчас они в очередной раз сломались. Там внизу висит записка от самого Диккенса, где он просит позвать часовщика, чтобы починить эти самые часы.
Утренняя комната (morning room) и кабинет жены Диккенса - Кэтрин. Там их портреты как раз в том возрасте, когда они переехали в этот дом. Какие же юные и красивые! На портрете Кэтрин с вышивкой, и эта самая вышивка - в витрине. Тут же - их брачный сертификат и обручальное кольцо. Ничего вычурного: 7 крошечных шариков бирюзы.
Дети есть дети и, несмотря на все мои старания, где-то что-то случайно потрогают, покажут пальцем. В этих комнатах с бесценными экспонатами было мне от этого немного нервно. Поэтому там, где трогать нельзя, я почти ничего не фотографировала - мы искали ответы на вопросы маршрутного листа, обсуждали увиденное, и я при этом старалась следить, чтобы дети не нарушали музейных уставов.
А дальше начался праздник. Мы спустились вниз, где находились хозяйственные помещения, и вот там все разрешено трогать. Более того, там нужно трогать и можно даже играть! Судя по состоянию чучела, не только у моих детей ежик Билли-колючка вызвал столько восторга.
У Диккенсов на кухне жил ежик. Завели его из самых практичных соображений: он поедал насекомых и подбирал то, что на пол упало. Не знаю, насколько это было распространено в то время - ежиков на кухне держать, я такое видела впервые.
На кухне мы провели много времени.
Столько интересного! Помимо самих вещей, еще и масса бытовых нюансов открывается. Например, на лестницах, ведущих вниз, в помещения, где обитали слуги, и наверх, в детскую, нет ковров. Почему? Потому что ковер на лестнице - это дорого, и поэтому ковры только там, куда ходят "люди", а слугам и детям необязательно.
Ваня заметил, что в доме много входов. Помимо парадного, через который мы вошли, есть еще выход на улицу в сад (там сейчас музейное кафе), и вот тут, на кухне, тоже есть дверь. Через эту дверь угольщик приносил уголь, а зеленщик - свежую зелень.
Слева - специальная печка для приготовления мяса. Мясо подвешивается за крюки на вертушку и поворачивается для равномерного прожаривания. Незаштукатуренный угол оставили таким неопрятным не случайно: там можно увидеть переплетение медных проводов - остатки системы вызова слуг. Когда в верхних комнатах кто-то дергал за специальную ленточку, здесь звенел колокольчик.
И этот угол волшебный. Тут можно примерить одежду слуг викторианского времени.
Мы перемеряли не все. Но многое.
И кухонные гаджеты прошлого испытать мы тоже не откажемся. Особенно Ване понравился миксер: крутишь сверху ручку, как у мясорубки, а вниз в банке лопасти крутятся.
В печку пора добавить угля.
А это соседнее помещение. Тут тоже готовят и хранят еду.
Под потолком висят травки, сушатся.
Лимоны игрушечные, а вот весы зато настоящие.
Прачечная. Викторианская стиральная машина в действии.
Теперь за глажку.
Эта простая хозяйственная сильнее господских покоев запомнилась детям. А мне и то, и другое интересно.
Эта комната почему-то названа комнатой для рисования. Тут эффектные, как в театре, красные шторы, клавикорд.
Стол для чтения, сконструированный по чертежу самого Диккенса (копия автографа чертежа прилагается).
С комнатой для наслаждения искусством соседствует кабинет.
Этажом выше - спальни.
В спальне Диккенса много зеркал. В юности он хотел стать актером, но не стал. А вот разыгрывать сценки перед зеркалом, пробуя разные выражения лица, - любил всю жизнь.
Еще на один этаж выше - и снова праздник. Комната детей, где во все можно играть!
Опять шкаф с одеждой, которую можно примерить и представить себя ребенком викторианской эпохи. Но к этому моменту дети уже устали, и мерять ничего мы не стали.
Восхитительный кукольный театр.
И еще одно необычное домашнее животное. Точнее, птичка. Тоже представлено чучелом в витрине и увековечено на семейном портрете. Это ворон. Показался мне огромным на фоне всех остальных вещей, не представляю, как он тут жил, в детской.
Вторая половина детской отведена под детские годы самого Диккенса. Подлинная решетка из долговой тюрьмы, куда попал отец Чарльза. Банкротство отца и последовавшая за этим необходимость в 12 лет пойти работать на фабрику, стали не только самым страшным детским воспоминанием Диккенса, но и его тайной, которую он открыл только ближайшему другу Джону Форстеру и жене Кэтрин.
Последняя комната, относящаяся к дому Диккенса, - комната няни детей, находящаяся по соседству с детской. Здесь уже литературное вытесняет бытовое, чтобы окончательно завладеть вниманием в литературной экспозиции, по которой мы только мельком пробежались,т.к. дети уже устали и хотели есть и на площадку.
Впрочем, до обеда и площадки они успели удивить работника музея тем, что опознали на гравюре Нелли и ее дедушку из "Лавки древностей".
- Они знают работы Диккенса?
С видом "а что такого?", но тайно торжествуя, отвечаю, что да, конечно, и, довольные утром в музее, мы идем в парк гулять и обедать.
На случай, если вы сомневались, стоит ли идти с детьми в музей Диккенса, ответственно заявляю: стоит. Он интересен, в нем рады детям, зоны, где можно расслабиться и поиграть, удачно появляются на пути ровно в тот момент, когда родительское "только глазками смотрим!" начинает раздражать. Дети до 6 лет идут бесплатно. Детский билет 4 фунта, взрослый - 9. Есть кафе, но мы туда не заходили, т.к. у нас свой обед был с собой, я планировала после музея сразу идти в парк, там пообедать и погулять. Парк с прекрасной детской площадкой (Coram's fields) находится буквально в 2-3 минутах ходьбы от музея.
Скудные и мутные мои фотографии не передают и сотой части очарования этого музея. Вот тут в ролике можно увидеть больше:
Click to view