На распродаже в книжном попалась книжка, которая привлекла названием - «Секреты пирата-эрудита. Как самообразование и следование своим интересам могут привести к успеху в жизни». Автор - Джеймс Маркус Бах, сын писателя Ричарда Баха.
Книга - о личном опыте, одна частная история без ссылок и «научного».
Джеймс Маркус Бах бросил школу в 8 классе и считает этот шаг первым шагом к своему успеху и счастью. Бросив школу, Джеймс стал жить один в небольшом отеле (там долгая и запутанная семейная история, я не буду углубляться) и занялся тем, что ему больше всего было интересно - изучением компьютера и программированием. Через 4 года он возглавил отдел тестирования программного обеспечения в «Apple». Ему было тогда 20 лет, и он был (и остается в истории компании) самым молодым сотрудником, занимающим должность такого уровня.
Бах получил эту работу не благодаря диплому престижного колледжа (у него не было и нет никакого диплома никакого колледжа), а благодаря тому, что он смог на собеседовании показать, что конкретно он сделал в этой области и как он умеет учиться.
Свой стиль добывания знаний он назвал «пиратством». Не в дурном воровском смысле, а в смысле вольно-поэтическом. Пират от образования - это тот, кто свободен от формальных институтов, тот, кто плывет туда, куда зовет сердце, тот, кто позволяет себе «терять время» и искать свое место в мире. Пират - это тот, кто слушает учителя, потому что получает удовольствие от узнавания, а не потому, что чувствует себя в ловушке. Пират знает свой корабль (мозг) и знает, как им управлять, чтобы плыть туда, куда нужно.
«Школа временна. Учеба - нет. Если вы хотите преуспеть в жизни, найдите то, что вдохновляет вас и приступайте к делу. Не ждите, пока кто-то придет и научит вас, ваш энтузиазм сам привлечет к вам учителей. Не переживайте о дипломах и степенях, просто будьте настолько хороши в своем деле, что вас невозможно будет не заметить».
Пират работает не на получение диплома, а на репутацию. Совет Баха всем - создавать себе репутацию, тем более что в век интернета это стало просто: писать статьи, вести блог, показывать свои достижения. Твои дела - это твой персональный брэнд.
«Как я добился успеха:
- Я тратил свое время и энергию на мое собственное самообразование.
- Я разработал метод самообразования, который подходит моему темпераменту и ритмам моего мозга.
- Я работаю в области, где профессионализм и хорошую голову ценят больше, чем бумажные свидетельства.
- Я нашел учителей и коллег, которые помогли мне обрести уверенность в себе и научили представлять мои идеи в наилучшем виде»
Пиратство в книге Баха - это метафора одного из способов получения знаний. По всей видимости, это тот метод, который и лично мне подходит наилучшим образом. Именно поэтому, читая главы книги, посвященные собственно методике этого «образовательного буканеринга», постоянно вырывался вопрос: «А что, бывает иначе?» Но поправочка тут все-таки нужна: я к этому пришла не так давно, уже во взрослой жизни. А Бах - в 8 классе.
Тест на пиратство включает следующие пункты:
"Вы свободны…
- Получать знания из источника. Если у вас есть выбор, научиться чем-либо самостоятельно (путем исследования, эксперимента, наблюдения, проверки) или учиться у «авторитета» (лекция, правила, презентация) вы предпочитаете личный опыт.
- Доверять своему интересу (self-directed learning). Если нужно выбрать между следованием своему внутреннему компасу (вашим импульсам, увлечениям, интуиции) или следованием установленному плану (даже вашему собственному), вы идете по стрелке внутреннего компаса. Ваше методы эвристические, а не догматические.
Вы охотитесь за идеями
- Вами двигает любопытство. Если есть выбор между идеями и действиями равной ценности, вы предпочтете наименее известные и знакомые. Вам интересны новизна и разнообразие идей.
- Вас манят загадки. Вас вдохновляют задачи, проблемы, тайны, а не рутинные задания.
- Сложность задачи делает вас смелее. Вы знаете, что если кто-то этому научился, то и вы сможете. Вы подозреваете, что большинство наиболее сложных вещей на самом деле достаточно просты, если вам удастся додуматься до организующих принципов.
Вы добываете свое место в мире думающих людей…
- Вы сами создаете себя. Вы не приемлете доктрин. Вы не пассивная посудина. Для вас учеба - это постоянная персональная трансформация, а не заучивание фактов. Вы видите себя мыслителем-учеником-учителем.
- Вы зарабатываете свою репутацию. Вы подозрительны для любителей титулов и сертификатов. Вы создаете и поддерживаете свою репутацию ценностью своих идей. Вы стремитесь заслужить уважение тех людей, которых вы сами уважаете".
Бах рассказывает о случаях из своей жизни, когда он брался за задачу, совершенно ему незнакомую, и решал ее успешно благодаря своему методу самообразования.
Его метод состоит из 11 элементов.
«1. Находясь в постоянном маниакальном поиске (scouting obsessively), я обнаруживаю источники информации и инструменты, которые могут мне понадобиться. Это такое веселье для меня! Я хожу по книжным магазинам, просматриваю книги, роюсь в Сети, листаю словари. Я пробую и бросаю. Все это нужно мне для того, чтобы создать ресурсы, к которым я смогу обратиться, если мне нужно будет быстро изучить что-то важное.
2. Настоящие задачи (authentic problems) заставляют мой мозг работать. «Настоящей задачей» я называю такую задачу, которая касается лично меня, а не что-то такое, что, по мнению кого-то еще, может меня волновать.
3. Когнитивная опытность (cognitive savvy) подразумевает, что я работают в согласии с ритмами моего мозга. Мыслительная работа совершается по определенным ритмам и принципам, которые я использую, чтобы направлять свой мозг, вместо того, чтобы управлять им или тащить его на буксире. Исследователи называют это метакогницией.
4. Знание привлекает знание (knowledge attracts knowledge). Чем больше я знаю, тем легче я учусь. Новое знание соединяется со старым, вызывая вопросы, которые ведут дальше к еще более обширному знанию.
5. Эксперименты делают учебу живой и непосредственной. Экспериментировать - это подойти поближе, порассуждать о предмете, поиграть с ним, попинать его и узнать, что произойдет в результате.
6. «Бросовое время» (disposable time) позволяет мне пробовать новое. «Бросовое» время - это то время, которое я могу себе позволить потерять. Работая над моими лучшими проектами, я немало времени потратил на рисование дудлов, игры, просмотр телевизора и других так называемых «убийц» времени.
7. Истории - это то, что придает вещам смысл. История - это компоновка идей, имеющая смысл. Я делаю свои представления о мира более глубокими путем сочинения, редактирования, распространения, испытания историй.
8. Противоположные идеи приводят к лучшим идеям (contrasting ideas lead to better ideas). На практике это означает следующее: проверять мои убеждения с помощью полярных идей. Это значит: задавать вопросы, развивать навык критического и скептического мышления, чтобы не быть обманутым и одураченным.
9. Другие мнения тренируют мои мыслительные способности и подчеркивают мои достижения. Хотя мои идеи - это мои идеи, я считаю, что это весело и полезно, - слушать других мыслителей, отвечать им. Я беру идеи других людей, а потом подстраиваю их под себя.
10. Слова и картинки - это дом для моих мыслей. За слоем историй стоит слой слов, картинок и символов, которые придают смыслам форму. Я ищу и ввожу в оборот сильные слова, делаю заметки, вожусь с диаграммами.
11. Системное мышление помогает мне справляться со сложными задачами. Системное мышление - это искусство анализировать сложные структуры таким образом, чтобы выявлять простые закономерности, которые стоят за ними. Благодаря системному мышлению я учусь быстрее, т.к. я вижу связь между тем, что изучаю в данный момент и тем, что уже знаю».
Бах показывает, как эти элементы работают в реальной жизни и помогают ему решать разноплановые задачи. Несмотря на то, что в этой книге он просто рассказывает о своем опыте и не претендует на создание учебника «Как научиться учиться», его находки на поверку оказываются тем, о чем сейчас много пишут нейропсихологи, изучающие механику работы мозга. Это то, что касается важности «ничегонеделания», забывания, прокрастинации, цикличности, переключения между рациональным и иррациональным модусами работы, мнемонические и эвристические техники.
«То, что кажется мне хаосом, на самом деле является структурой, которую я пока не понимаю».
Успех такого подхода складывается из двух компонентов - веры в себя как интеллектуальную единицу и возможность следовать ритмам своего мозга и тела. Ведь есть еще такой важный психологический момент как восприятие неудач. Попытался понять - и не получилось. Позиция Баха в этом вопросе: неудача - это тоже прогресс. Не понимать, потому что никогда не пробовал, и не понимать, потому что не получилось, - это разные непонимания. Между «ничего не смыслю в метеорологии» и «не понимаю разницу между гектопаскалем и милибаром» - огромная разница. А второй момент здесь: моя неудача может стать чьим-то открытием.
Добавим сюда рецепт поддержания самомотивации на рабочем уровне (разграничивая уровни ожидания и амбиций) - и получим внятный, хорошо структурированный пример того, как организовать свою интеллектуальную деятельность.
Пожалуй, оставлю эту книгу в домашней библиотеке. Может, детям потом пригодится. Сама я была бы рада, если бы такая книга попалась мне в подростковом возрасте, и мне бы не пришлось тратить годы на то, чтобы доходить до всего самостоятельно.