Musicophilia

Mar 29, 2014 17:25

Дочитала на днях замечательную книгу "Музыкофилия: сказки о музыке и мозге". Оторваться не могла, настолько завораживают эти истории, рассказанные нейропсихологом и музыкантом Оливером Саксом, о том, как по-разному люди слышат мир и воспринимают музыку.

Read more... )

книги, цитаты, музыка, ссылки

Leave a comment

Comments 21

annarakhmanina March 30 2014, 03:28:10 UTC
Поразительно!
Пошла по ссылке почитаю.

Reply

islandena March 30 2014, 17:48:40 UTC
Книга очень интересная, надеюсь, ее со временем полностью переведут.

Reply


gateya March 30 2014, 05:34:52 UTC
огромное Вам спасибо!)

Reply

islandena March 30 2014, 17:50:21 UTC
Пожалуйста. Было бы здорово, если бы эта книга целиком на русском вышла. Мне кажется, она многим была бы интересна.

Reply


sova_f March 30 2014, 05:49:49 UTC
Как интересно, спасибо!
А что имеется в виду про Равеля: его собственное слабоумие или это "Равель о начале слабоумия"?
Вообще-то мне медведь на ухо немного понаступал, и я всегда считала, что тема там таки развивается )

Reply

islandena March 30 2014, 18:06:13 UTC
О, с Равелем там очень интересно. Имеется в виду слабоумие Равеля. Сакс пишет, что сейчас бы Равелю, скорее всего, поставили диагноз "болезнь Пика". Про "Болеро" - это гипотеза лечащего врача Равеля, Theophile Alajouanine. Тот заметил, что, несмотря на афазию - неспособность оперировать абстрактными концептами, мозг Равеля был заполнен музыкальными темами и мотивами, которые композитор больше не мог перенести на бумагу. Музыкальный язык уже утрачен, а изобретательность - нет. И вот тогда у него и возникла мысль о "Болеро". Он считал, что ранее подобные повторы были органичной частью стиля Равеля, а в "Болеро" происходит качественное изменение. Как-то иначе стала развиваться тема :) В Википедии про болезнь Пика пишут, что для нее характерны "стоячие обороты речи, стереотипная деятельность".
Не знаю, насколько это объективное суждение и что по этому поводу думают музыковеды, но любопытно (впрочем, Сакс профессионально занимается не только психиатрией, но и музыкой, видимо, ему эта гипотеза показалась достойной внимания).

Reply

very_music_mom March 31 2014, 15:15:13 UTC
Вообще же повторение многократное одного и того же в музыке называется остинато. И есть сложившиеся музыкальные формы, построенные на многократных повторениях. Вариации на бассо остинато или на сопрано остинато, к примеру. Композиторы не всегда обращаются к той или иной форме по слабоумию, мне кажется, все-таки:) а замысел Болеро как раз в том, что это оркестровые вариации на остинатную тему, блестяще выполненные.

Reply

islandena March 31 2014, 20:10:19 UTC
Вот я подозревала, что у музыкантов и психиатров могут тут мнения расходиться :) Вряд ли лечащий врач Равеля знал все тонкости композиторского дела, я подозреваю, что он просто пытался найти какие-то зацепки, чтобы выстроить хронологию заболевания. Сознательно искал определенные признаки, и "Болеро" вписалось.
Меня зацепил именно этот факт, потому что "Болеро" - это пока единственное произведение, которое категорически не принял мой ребенок. В принципе, он достаточно "всеяден" и готов слушать все, что слушаю я. А вот с Равелем выдвинул жесткое требование: выключить. Сказал, что это плохая музыка, грустная, под нее надо грустить, а он грустить не хочет. Меня это тогда очень удивило, потому что у меня ассоциации совсем другие, а тут такая категоричность у человека.

Reply


toshace March 30 2014, 06:48:48 UTC
Спасибо, Лена! Очень интересно!

Reply

islandena March 30 2014, 18:10:06 UTC
Пожалуйста. Совершенно случайно эта книга мне на глаза попалась, и оказалось, что не оторваться :)

Reply


5oceans March 30 2014, 08:01:24 UTC
Спасибо, это интересно!
Вот, я всегда знала, что у музыкантов просто по-другому устроен мозг!:))

Reply

islandena March 30 2014, 18:21:32 UTC
По-другому, просто поразительно по-другому!
А я себе дополнительные пунктики к пользе музицирования дописала. Никто же не застрахован. Там есть история про одного дирижера, который потерял память. Он не в состоянии был удержать в голове промежуток времени более нескольких секунд. Но при этом у него не исчезла способность читать нотный текст. Организовали ему музицирование - и постепенно тот кусочек реальности, который он мог удержать в своей голове в виде цельной картинки, стал увеличиваться. А не будь в его жизни музыки - так бы и жил вегетативной жизнью.

(пошла разучивать инвенцию Баха, а то мало ли что)

Reply


Leave a comment

Up