Дочитала на днях замечательную книгу "Музыкофилия: сказки о музыке и мозге". Оторваться не могла, настолько завораживают эти истории, рассказанные нейропсихологом и музыкантом Оливером Саксом, о том, как по-разному люди слышат мир и воспринимают музыку.
Оказывается, бывают такие мозговые дисфункции, при которых человек на самом деле "не слышит"музыку! Там, где нам льется песня, эти люди слышат, например, скрежет или визг. И у такого расстройства - амьюзии (amusia) - очень много разновидностей. Какие-то виды амьюзии являются врожденными, какие-то возникают в результате травм мозга. Бывает, что доселе "немузыкальные" люди после травмы становятся одержимы музыкой. А бывает, что музыка остается единственным доступным человеку средством коммуникации с окружающим миром. В книге описано множество клинических случаев эффективности музыкальной терапии.
Это не пособие по развитию музыкальных способностей, не учебник для музыкальных терапевтов, не сборник курьезов. Книга о магии музыки и чудесах, на которые способен наш мозг.
(Хотя любопытностей там более чем достаточно.
-Как вам, например, гипотеза о том, что в "Болеро" Равеля "слышатся" первые симптомы слабоумия: бесконечное повторение одной единственной музыкальной фразы, с вариациями громкости и оркестровки, но практически без развития - навязчивый мотив и ничего больше?
-А когда вы слушаете знакомую песню, и вдруг она прерывается, но в голове у вас продолжает звучать - это называется эффект "Белого рождества" (The White Christmas Effect). Явление, описанное в 1960-е годы, когда с помощью MRI удалось установить, что в случае со знакомыми музыкальными фрагментами мозг автоматически "заполняет" такие моменты тишины аудиальными образами.
- Мозг музыкантов анатомически отличается от мозга немузыкантов: у профессиональных музыкантов увеличен corpus callosum - мозолистое тело, а часть слуховой зоны коры головного мозга - planum temporale - асимметрично увеличена у музыкантов с абсолютным слухом.
- Абсолютный слух развивается с большей вероятностью у тех детей, которые начали учиться музыке раньше. При этом пассивное прослушивание музыки не имеет особого эффекта, важно именно активное музицирование.
- Люди с синдромом Аспергера часто бывают невосприимчивы к эмоциональной силе музыки. Они могут оценить сложность музыкальной композиции, ее изысканность, но глубокого душевного движения музыка не вызывает, поскольку у людей с синдромом Аспергера слабо развита часть мозга, отвечающая за переживание глубоких эмоций - амигдала. Это, впрочем, не значит, что все аутисты индифферентны к музыке, бывает и наоборот - музыка является единственным способом установить с ними контакт).
Я собиралась еще повыписывать цитат из книги, но, к большой своей радости, обнаружила, что эту книгу уже переводят в сети и вот здесь можно прочесть первые главы:
http://polyarinov.livejournal.com/28429.html