Спускаясь в ряды демонстрантов, следует помнить одну вещь. В отличие от ситации стабильного общества, когда митинги и демонстрации являются прежде всего средством выражения уже сформировавшихся позиций, ситуация революционная поощряла использование таких форм массовых мероприятий для пропагандистского воздействия. В эволюции советской системы явно заметен постепенно возникающий конфликт. Советская власть унаследовала из ранних лет своего существования представление о пропагандистской эффективности демонстраций. Однако по мере стабилизации общества эта эффективность падала. Пока значительная часть населения разделяла официальную идеологию, демонстрации еще могли служить ритуалом выражения мнения, поддержки. Однако когда в поздний период коммунистическая идеология стала терять свои позиции эти формы все больше превращались в бессодержательный обряд, тягостную ежегодную повинность. Уловить эту метаморфозу правящие классы не смогли, возможно из-за медленной скорости ее совершения.
Один из основных методов ранней большевистской агитации - митинги - довольно быстро приобрел и другое значение, праздничное и сакральное. Первоначально процесс этот был стихийным. Так Луначарский вспоминал один из больших митингов в цирке Модерн («чтобы дать отпор буржуазной скверне, спеши, товарищ, на митинг в Модерне») октября 1917 года. В зале погасло электрическое освещение, в огромном помещении горела только одна керосиновая лампа у трибуны и всыхивали огоньки многочисленных папирос. «Ораторы бросали... слова в эту звездами вспыхивавшую темноту. Слушатели же видели только с одной стороны освещенную фигуру оратора и его терявшуюся в полутьме жестикуляцию. Вероятно, благодаря темноте митинг шел с напряженной торжественностью. Полная тишина и вдруг взрывы дружных рукоплесканий. И опять тишина, словно в огромном зале нет никого. Когда мы выходили, один товарищ, приехавший из провинции, сказал: «Это уже не митинг, а священнодействие какое-то»».
Митинги стали повседеневностью города. С октября 17-го по февраль 18-го в городе состоялось около 600 митингов. За первые три месяца 1919 годабыло проведено 29 общегородских митингов, 203 районных и 204 красноармейских. Театрализация обстановки выявляла и подчеркивала сакральный смысл просиходящего ритуала. Очень быстро эта театрализация стала осознанной и намеренной. Приобретая театральные и ритуальные черты, митинги стали одной из новых форм общенародных празднеств.
В следующей части я собираюсь остановиться на декорациях этих спектаклей. А здесь будут представлены иллюстрации того, как театральные элементы становились героями действа. Уже с 1919 года в колонны демонстрантов стали внедряться «колесницы» - агитационные автомобили или повозки. Очень скоро эти «колесницы» стали передвижными сценами для различных инсценировок и «живых картин». В рамках демонстарции устраивались карнавальные шествия, в которых участвовали профессиональные актеры, изображавшие «буржуев» и «врагов революции». Большое разнообразие приобретали и плааты и лозунги в руках демонстрантов, тем более что в их создании принимали участие профессиональные художники.
Театрализация достигла своего апогея в 1920-м году, когда стали организовываться массовые спектакли под открытым небом с участием тысяч людей. Одну из таких постановок описывала секретарь Бертрана Рассела: «Я и не предполагала, что в наши дни может быть поставлено нечто вроде средневековой мистерии. Это была фактически мистерия, предназначение которой, уготованное ей высшими жрецами коммунистической веры, - наставлять народ... Спектакль в целом производил почти опьяняющее воздействие. Первое появление народных масс вызывало ощущение молчаливой и терпеливой силы, движущейся к какому-то пределу, а бешеный восторг пляшущей толпы возбуждал почти до экстаза. Зрелище продолжалось пять часов, если не больше, и приводило к эмоциональному истощению - говорят такое же воздействие оказывали средневековые мистерии».
Такой накал действа, когда участником спектакля ощущал себя каждый присутствующий, сохранялся только в годы военного коммунизма. С облегчением положения терялась и страсть. 1 мая 1921 года еще состоялось несколько инсценировок, но все они носили характер представлений под открытым небом. Попытки в 1920-х годах возродить «мистерии» не увенчались успехом. Произошло разделение на героев и статистов. Можно даже найти аналог «кордебалета» - если вспомнить массовые спортивные празденства 1930-х: зрелища приобретали регулярность и упорядоченность - в противовес ранней стихии. Большую роль приобрели парады и организованные шествия.
Если пытаться выделить основные формы празднеств и ритуальных актов, то можно предложить следующий их перечень: митинги и демонстрации, массовые зрелища театрального характера (в т.ч. спортивные), субботники (сочетавшие в себе и формы ритуала, и черты праздника, например, эмоциональную преподнятость, и средство агитации), похороны и годовщины смерти (приобетавшие тоже черты праздника, как это было, например, со столетней годовщиной гибели Пушкина), встречи. О каждой из этих форм можно было бы составить отдельный очерк, но время позднее, а я и так сегодня целый день упражнял голосовые связки в общении со школьниками, а посему умолкаю и предоставляю говорить дальше фотодокументам.
Спасибо
_mbp_ за помощь в подборке фотографий. Возможно, этот фоторяд будет продолжен, однако сейчас этому препятствуют некоторые технические трудности.
Колонна моряков с макетом корабля на демонстрации на Марсовом поле.
1 мая 1919 г.
Колонна участников похорон члена ВЦИК и Петрогубисполкома С.П.Воскова.
20 апреля 1920 г.
Агитационный автомобиль и колонна красноармейцев-демонстранцев на Дворцовой площади.
1 мая 1920 г.
Посадка деревьев на площади Жертв Революции во время Всероссийского субботника.
1 мая 1920 г.
Конная красноармейская часть I-го Конного Петроградского полка у Фондовой биржи во время инсценировки, устроенной в честь приезда в Петроград членов II конгресса Коминтерна.
19 июля 1920 г.
Группа участниц субботника за разгрузкой бревен.
1920 г.
Сбор денег голодающим в Поволжье в Екатерининском саду агитколлективом кинотехникума и школы экранного искусства.
1921 г.
Колонна трудящихся Петрограда, идущих возложить венки на могилу М.С.Урицкого в день 3-й годовщины со дня его убийства.
30 августа 1921 г.
Колонна подростков, идущих на площадь Жертв Революции возложить венки на могилу М.С.Урицкого в день 3-й годовщины со дня его гибели.
30 августа 1921 г.
Колонна Петроградского комитета РКП (б) с оркестром и знаменами, пришедшая возложить венки на могилу М.С.Урицкого на площади Жертв Революции
30 августа 1921 г.
Колонна рабочих завода "Красный треугольник" с макетом галоши на площади Жертв Революции во время первомайской демонстрации.
1 мая 1921 г.
Митинг у могил жертв революции. На трибуне в центре Г.Е.Зиновьев.
20 июня 1922 г.
Агитационный автомобиль на углу проспекта 25 -го Октября и улицы 3-го Июля.
1мая 1924 г.
Демонстрация работников газет на площади Урицкого.
1 мая 1924 г.
Начало игры в «живые шахматы» на площади Урицкого.
20 июля 1924 г.
Выступление агитационного фургона на Аничковом мосту во время празднования «Дня металлиста».
24 августа 1924 г.
Соратники М.С.Урицкого склоняют знамя над его могилой в 6-ю годовщину со дня гибели М.С.Урицкого на площади Жертв Революции.
30 августа 1924 г.
Агитационный автомобиль с бюстом В.И.Ленина на первомайской демонстрации на проспекте Володарского.
1 мая 1925 г.
Торжественная встреча ледокола "Красин" в ленинградском порту; вид с берега.
1928 г.
Антирелигиозное оформление колонны демонстрантов Смольнинского района.
1 мая 1932 г.
Плакат безбожников Петроградского района
1 мая 1932 г.
Выступление мужской команды спортсменов на площади Урицкого.
1932 г.
Прохождение танков во время первомайского парада на площади Урицкого.
1 мая 1933 г.
Рабочие завода "Красный гвоздильщик" на пристани Васильевского острова встречают прибывшего на теплоходе "Смольный" писателя Анри Барбюса.
27 июня 1933 г.
Колонны ленинградцев проходят во дворец Урицкого для прощания с телом С.М.Кирова.
1934 г.
Колонна участников пионерского похода в противогазах.
1935 г.
Колонна физкультурников на площади Урицкого во время празднования XXI годовщины Международного юношеского дня.
1 сентября 1935 г.
Колонна физкультурников на площади Воровского (на шаре со знаменем [студентка восточного института имени Енукидзе] О.М.Котова.
1 сентября 1934 г.
Встреча героев Арктики - папанинцев, Героев Советского Союза - И.Д.Папанина, Э.Т.Кренкеля, П.П.Ширшова и Е.К.Федорова на Международном проспекте.
март 1938 г.
Искусство улиц и площадей. Часть I. Эволюция трибуны.