Ох-ох-ох, никак не могу закрыть стамбульский гештальт. Да и не смогу в ближайшее время, т.к. отчёт не написала и взялась перечитывать Памука.
Расчищала жёсткий диск, обнаружила и засмотрела фильм
"Щепотка перца". В 2003м году этот греческо-турецкий фильм порвал греческую кассу, но художественные его достоинства для меня сомнительны, выглядит как советская телепостановка в нелучшем смысле слова. Сама история банальная, но неплохая, в ней было за что зацепиться, чтобы сделать интересное и трогательное кино, но вышло как-то не очень.
Итак, восьмилетний грек Фанис в 1959м году живёт со своей большой греческой семьёй в Стамбуле Константинополе. Дедушка - главный человек в жизни мальчика - продаёт специи и считает их альфой и омегой не только кулинарии, но и жизни вообще. Фанис влюблён в турецкую девочку Сайме (оригинальный звук слышно плохо, но вероятно они разговаривают между собой по-турецки или по-гречески). Году примерно в 1963м отношения между Грецией и Турцией в очередной раз обостряются, и отца Фаниса, который является гражданином Греции, депортируют. Тут, видимо, сказалось турецкое участие в проекте, т.к. депортируют его очень человечно. Жена и ребёнок уезжают с ним в Афины, хотя имеют право остаться. Тесть (дедушка) обещает приехать через пару недель, но так и не приезжает. Всю оставшуюся часть фильма (около тридцати лет) семья ждёт, что дед приедет, но он постоянно придумывает какие-то отмазки, чтобы не приезжать. Судя по тому, что вся стамбульская свора родственников обнаруживается в афинских сценах, уехали из города все, кроме деда.
Турки депортировали их как греков, а греки приняли как турок, поэтому семья испытывает некоторые (неужасные) трудности в адаптации на новом месте, в связи с чем Фанис самозабвенно готовит (в качестве психологичекой компенсации). Кстати, в 1967м, т.е. спустя восемь лет от начала истории, главного героя играет всё тот же мальчик лет десяти - это напрягает меня как зрителя. Родители, родственники и учителя находят это ненормальным и всячески препятствуют развитию кулинарных талантов главного героя. При этом весь фильм взрослый Фанис в виде голоса за кадром постоянно подчёркивает важность кулинарии в греческой культуре.
Вопреки ожиданиям выросший главный герой оказывается вовсе не поваром, а астрофизиком. Это, опять же, следствие дедушкиного воспитания: он объяснял строение солнечной системы с помощью специй и считал, что в слово "гастрономия" вмещает в себя "астрономию".
Когда Фанису уже сорок, дедушка предпринял последнюю (фиктивную!) попытку приехать в Афины, но в стамбульском аэропорту его настиг сердечный приступ, и внук после тридцатилетней разлуки наконец-то сподобился вернуться в Стамбул. Там он, конечно же, встречает любовь детства и вообще единственную любовь своей жизни - Сайме, которая, конечно же, состоит в благополучном с виду, но не самом счастливом браке. (Теперь разговаривают между собой они на ужаснейшем английском.) Хэппи-энда в романтическом смысле, однако же, не случается, и экзистенциальное счастье настигает героя только в старой лавке специй.
Несмотря на то, что авторы явно пытаются акцентировать внимание на кулинарной составляющей сюжета, фильм во многом является иллюстрацией греческих комплексов относительно Константинополя. Этот город и его потеря (в историческом смысле, с 1453 года) не дают грекам спокойно спать, есть, жить. Дед не смог уехать из Стамбула, потому что боялся потерять Город, который ему дороже семьи, а уехавшие члены семьи десятилетиями не решались туда вернуться даже на время, даже ради престарелого родственника, т.к. боялись этой священной коровы, которая должна была остаться неприкосновенной, боялись того, что оттуда снова придётся уехать.
А любовь всей жизни главного героя во взрослом возрасте играет адски прекрасная женщина по имени Basak Köklükaya. Выглядит
так. Мой любимый типаж. Иногда, правда,
напоминает простомарию Викторию Руффо - это минус.
IMDB сообщает, что она ещё и в озпетековском "Хамаме" снималась и даже местечковый приз за эту роль получила. Не помню совершенно, надо пересмотерть.