Оригинал взят у
maximus101 в
Музей Анатолийских цивилизаций. Неолит.Продолжение рассказа о главном археологическом музее Анкары, начинал я его еще в далеком 2013 году. Тогда музей был частично закрыт на реконструкцию, и половина коллекции его была недоступна, при этом обобщающий
пост по нему я сделал в свое время. Теперь, после вторичного посещения музея, хочу более детально осветить тамошние экспонаты.
Артефакты из музея Анатолийской цивилизаций важны не только для лучшего понимания истории Малой Азии, но человеческой культуры в целом, особенно европейской цивилизации, чей исток находится именно на территории современной Турции. Ибо здесь сложилась первая письменная и бесписьменная культура индоевропейских народов.
Знаменитая Богиня Мать из Чатал-Хююка (5750 г. до н.э.), ставшая прототипом всех главных женских богинь Греции и Малой Азии - хеттской богини Арины, фригийской Кибелы, греческих Артемиды и Афины.
С 2013 многое изменилось, тогда вокруг здания музея бродило множество туристов, хоть он и был частично закрыт. В июне этого года я осматривал музей почти в полном одиночестве, кроме меня был только один посетитель похожий на туриста из Европы, несколько местных турчанок и школьная группа из Анкары. И это все. На входе меня встречали два турецких полицейских, которые досматривали мои вещи - рюкзак, камеру.
В музее, действительно, сделали ремонт, само историческое здание хорошо отреставрировали, но с сожалению, мне не очень понравилось освещение в музее, он откровенно стал темноват. Раньше освещение было проще и обильнее, сейчас оно стало каким-то более таинственно-стильным - в целом, красиво, но на мой взгляд не очень функционально, многим мелким предметам света явно не хватает.
На входе нас встречают два важнейших артефакта - каменные стелы из Гебекли-тепе - самого древнего в мире храмового комплекса из юго-восточной Турции 10-9 тыс. до н.э. По внешнему виду эти столпы скорее копии, подлинники наверно остались в музее Шанлыурфы, где их и обнаружили.
Вверху одного их столпов видны изображения каких-то сумок-гирек-утюгов подозрительно похожих на подобные предметы из Джирофта, древнейшей развитой цивилизации на территории Ирана, я делал как-то
о ней отдельный пост. Какое-то парнокопытное похожее на злого кабана терзает некое существо, лежащее внизу. Это настоящий прототип для всех скифских терзающих зверей, правда, в последующие времена чаще терзали именно парнокопытных, а не наоборот.
Фото храмового комплекса Гебекли-тепе.
Реконструкция одной из комнат Чатал-Хююка (6000 до н.э.) Комната возможно имела ритуальное значение, так как была обильно украшена изображениями бычьих голов.
Под полом комнат (особенно лежанок) жители хоронили своих умерших. Видимо предварительно тела мертвецов "обрабатывались" хищными птицами. Этот обряд впоследствии широко распространился, возможно, что и люди трипольской культуры из современных Украины и Румынии (5000-3000 тыс. до н.э.), родственной культуре Чатал-Хююка, также
скармливали своих мертвых хищным животным.Особенно стал известен этот похоронный обряд благодаря иранскому зороастризму. Не зря Чатал-Хююк считается
прародиной всей индоевропейской культуры. Прорисовка настенного изображения из Чатал-хююка - хищная птица поедает человека.
Надо сказать, что оригиналы настенной живописи Чатал-хююка выглядят не очень фотогенично, разобрать там что-то порой очень тяжело, например, вот здесь изображена птица из предыдущего сюжета.
Красный бык из Чатал-хююка. Внизу, прорисовка этого изображения.
На прорисовке видно, что изображена отнюдь не сцена охоты, как это часто бывало в живописи каменного века, люди бегут к красному быку без оружия и как бы счастливы) Считается, что это скорее сцена поклонения быку и некоего религиозного праздника.
Деталь орнамента из Чатал-хююка.
Это оригинал знаменитой картины, где изображено само поселение Чатал-хююк на фоне местного вулкана.
Прорисовка поселения и вулкана, квадратиками схематично изображены дома Чатал-хююка.
Далее настенная живопись из Чатал-хююка - оригиналы и их прорисовки.
Рельефы леопардов из Чатал-хююка, наверно, это самые выразительные настенные изображения этой культуры.
Ваза в виде головы из Хаджилара - другого важнейшего поселения неолита из Малой Азии (6 тыс. до н.э.)
Стоящая богиня и другие находки из Хаджилара (6 тыс. до н.э.)
Сидящая богиня из Хаджилара, терракота.
Просто безголовая красавица из Хаджилара.
Это, кстати, тоже женщина из Хаджилара.
Богини из Чатал-Хююка, терракота.
Какая-то групповая сцена из Чатал-Хююка.
В Чатал-хююке статуэтки делали не только из глины, но из камня. Сидящая каменная богиня из Чатал-хююка.
Близнецы и Чатал-хююка, камень.
Две каменные фаллические фигурки, Чатал-хююк.
Главная богиня из Чатал-Хююка, этот образ сидящей женщины с животными затем эксплуатировался тысячелетиями. Можно сказать, это главная богиня всей Малой Азии. Обилие женских персонажей впоследствии сказалось на появлении здесь в Анатолии такого явления
как амазонки, ибо все ранние упоминания об амазонках были связаны исключительно с территорией нынешней Турции.
Сзади богиня Мать хороша еще больше чем спереди.
Кремниевые ножи с костяными рукоятками из Чатал-хююка.
Серпы из оленьего рога. Хаджилар (6 тыс. до н.э.)
Изделия из кости. Чатал-Хююк.
Рыболовные крючки из кости. Чатал-хююк.
Антропоморфный сосуд. Чатал-хююк.
Сосуд в виде свиньи. Хаджилар.
Сосуд из Хаджилара.
Керамика из Хаджилара.
Керамические фигуры из Джанхасана (5500-4000 до н.э.) Это поселение находилось недалеко от Чатал-Хююка рядом с современным городом Караман.
Каменная статуэтка богини из Джанхасана.
Терракотовая голова из Джанхасана.
Сидящая богиня из Джанхасана.
Использованные ссылки на статьи:
Малая Азия - прародина индоевропейцев "Башни молчания" на Украине Женский атлетизм в Древней Греции Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре Родина двуглавых орлов