А зори здесь тихие, Россия, 2015

May 18, 2016 11:30




Честно говоря, не хочется особенно ругать этот фильм, который скорее является даже не экранизацией повести Васильева, а ремейком классической картины Ростоцкого. Но придется. Просто смысла в его существовании я не вижу практически никакого - хотя само-то по себе кино относительно приличное, с технической т.з. Хочется даже поставить создателям «три с плюсом за старание». Однако...


Если придумывать подходящую метафору, то так и представляется какой-нибудь в меру одаренный ремесленник, который сидит и эдак старательно, высунув язык, копирует известный шедевр, созданный великим мастером прежних времен. Тщательно так срисовывает, дабы все в деталях повторить и сделать точную копию (порой, правда, срывается и добавляет отсебятины). И местами даже получается похоже. И даже в целом, если близко не приглядываться, то кто-нибудь может спутать копию с оригиналом. Но вот только один вопрос возникает... Кому и зачем нужна эта не лишенная определенного изящества поделка, когда есть оригинал, который известен каждому и по всем статьям лучше?

Так и здесь. Сделали совершенно дословный пересказ фильма 1972 года, почти покадрово пересняв некоторые сцены. В итоге получилась несколько ухудшенная копия. Причем видно ведь, что старались. Петр Федоров усердно копирует интонации и манеры Андрея Мартынова в роли старшины Васкова, молодые актрисы тоже вроде стараются (правда, получается у них неважно, т.к. из всех девушек сносно играет только Агния Кузнецова). Перестрелки поставлены вполне качественно и хорошо смотрятся, да и про эпизод воздушного налета то же самое можно сказать (хы, Ю-52 - аццкая машина смерти, кто бы мог подумать =) ). Но на все эти мелкие вещи, как позитивные, так и негативные, тут именно обращаешь внимание, тогда как в фильме 1972 года сюжет и персонажи цепляли настолько, что выделять и оценивать всякие детальки не было ни желания, ни возможности. Здесь же… «Хмм, а вот драку качественно поставили. О, а вот тут оператор хорошо поработал, респект. Ишь ты, с вертолета как сняли. Гм, а здесь вот актеры переигрывают явно. О, песню Любэ на титры поставили…» В действительно хорошем кино не должно такого быть, по крайней мере при первом просмотре.

Что забавно, те немногие моменты, когда сценарий пытается отойти от исходного материала и добавить что-то свое - оказываются самыми неудачными. Зачем-то добавили мимолетную тему «кровавой гебни» во флэшбеках (я не против этой темы в принципе, но грамотно хоть используйте, а не так вот не-пришей-кобыле-хвост). Вообще, мне не понравились флэшбеки, снятые в «как бы реалистическом» стиле - нет в них души, никак не выделяются среди всего остального действия. Схематично-театральные сцены воспоминаний в старом фильме действовали на порядок сильнее, в т.ч. и за счет контраста мрачной черно-белой реальности с яркими цветными картинками из прошлого.

Не знаю, буду ли я смотреть российско-китайскую многосерийную экранизацию 2005 года (не говоря уж о еще менее известной ленинградской телепостановке 1970 года), а эта версия режиссера Рената Давлетьярова мне не понравилась. Как и в случае со « Сталинградом» - единственный плюс, это если подрастающее поколение через такие фильмы заинтересуется классикой военного кино (и историей в целом). А собственная художественная ценность данного фильма довольно невысока.

ВОВ, кино, наше кино, 2010s, милитаризм, ВМВ

Previous post Next post
Up